Архитектурный ансамбль Зеленецкого монастыря

Архитектурный ансамбль Зеленецкого монастыря уникален тем, что это один из немногих в современной России монастырских комплексов, сохранившихся в целости и относительной сохранности. Потери здесь минимальны — в сущности, к таковым можно отнести только поздний настоятельский корпус, располагавшийся к западу; от него остался лишь фундамент из валунов.
Строительные работы в Зеленецкой обители велись на протяжении веков, но при этом ядро ансамбля пребывало неизменным. Собственно, первая каменная церковь, Тихвинская, была разобрана «за ветхостью» уже в ходе грандиозного строительства, развернутого при митрополите Корнилин. Первоначально Святые врата с возведенной над ними церковью Иоанна Богослова находились в западной стене — они обозначали главную монастырскую ось, на которой стоял Троицкий собор. Позже их перенесли в южную стену, а на их месте построили настоятельский корпус; Иоанно-Богословский храм при этом устроили в подклете Троицкого собора. Ныне из прежних монастырских врат в более или менее «аутентичном» виде сохранились лишь северные — с «палатой кладовой каменной» над ними.
К северу от Троицкого собора находится Благовещенская церковь 1683 года постройки. Поставленная на высокий подклет, она состоит из обширной одностолпной трапезной, покрытой двускатной крышей неправильной формы, и храма, совсем небольшого, — в нем сейчас совершаются основные богослужения. Храм представляет собой простейший куб с пониженной апсидой и главой на восьмигранном глухом барабане. Верхняя его часть богато декорирована широким многосоставным поясом; такие же, но менее «насыщенные» пояса украшают верхнюю часть апсиды и трапезной. Но не это самое интересное в декоре, а широкое использование керамики — отметим хотя бы кресты из изразцовых плиток и наличники западного фасада; согласно описи 1739 года, главка Благовещенского храма тоже была покрыта зеленой глазурованной черепицей.
Керамические украшения мы найдем и на фасадах и барабанах Троицкого собора; в ныне «пустые» квадратные углубления третьего яруса колокольни также были помещены керамические плитки, украшали они даже интерьеры жилых корпусов. То есть это — общий для ансамбля Зеленецкого монастыря принцип декорирования построек. Известно, что по просьбе митрополита Корнилия в Зеленецкую обитель в разгар строительных работ специально направили мастера-гончара с подмастерьями из Валдайского Иверского монастыря.
Колокольню построили в 1686 году. Ее составляют четыре восьмигранных яруса, чуть-чуть сужающихся кверху; над ярусом звона с его арочными проемами возвышается шатер. Интересно, что первоначальный шатер в конце XVIII или начале XIX века заменили куполом со шпилем; восстановили шатровое завершение уже в наши дни. Троицкий собор с Благовещенским храмом и колокольней изначально соединяли крытые переходы на столбах, разобранные в XVIII столетии.
Монастырская ограда образует четырехугольник неправильной формы со слегка «изломанной» западной стеной.