Архитектурный некрополь Донского монастыря

В 1934 году ансамбль Донского монастыря занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Именно в это время, как, должно быть, помнит читатель, Москва расставалась с «историческим мусором» и «очагами мракобесия» — ценнейшими памятниками, которые мешали расширению улиц и вообще построению «города будущего».
В этих условиях сотрудники музея старались спасти хотя бы то, что возможно. Рассказывает Татьяна Гейдор, сотрудница Государственного музея архитектуры: «В период тотального уничтожения памятников архитектуры музей сосредоточил свою деятельность на их спасении. Там, где невозможно было спасти от разборки, производились подробные обмеры, снимались фрагменты архитектурного и живописного декора, размонтировалась скульптура. Все эти материалы были вывезены на территорию музея в Донском монастыре и явились основой фондовых коллекций... Уникальной для всей русской культуры XX века стала экспозиция архитектурных фрагментов памятников XVI—XIX веков, погибших в одночасье из-за политики господствующей власти: церквей Успения на Покровке и Николы „Большой Крест“, Красных ворот, Сухаревской башни, горельефов храма Христа Спасителя...»
По сию пору в Донском монастыре можно увидеть фрагменты зданий, утраченных Москвой (и не только Москвой; в обители «спаслись», например, останки Троицкого Макарьева монастыря из затопленного Калязина). Но посещение этого архитектурного некрополя, с его дверными порталами, которые никуда не ведут, и окнами, которые ни на что не глядят, требует определенного мужества.