Белая Троица история строительства

Содержание:
На фото: Троицкая церковь в предреволюционные годы.
Троицкую церковь в Затьмачье построил переселенец из Москвы в Тверь купец Гаврила Андреевич Тушинский. Конечно, далеко не в первозданном виде дошел до нас Троицкий храм. Древнейшую его часть — четверик — со временем обняли приделы, а над кровлей вознеслись семь глав — вместо изначальных трех (или, по утверждению некоторых исследователей, даже одной). Освящал Троицкую церковь 15 августа 1564 года епископ Тверской Акакий.
Церковь Пресвятой Троицы в Твери принадлежит к редчайшим в нашем Отечестве храмам, которые не закрывались (или «почти» не закрывались) в богоборческую эпоху.
Троицкая церковь первоначально представляла собой четверик с позакомарным покрытием и тремя — (или одной) — главами. Возможно, существовала также небольшая звонница, пристроенная к храму — по образцу новгородских или псковских храмов. Церковь была белой, с беловатой черепитчатой кровлей, и потому в народе издавна прозывалась «Белой Троицей».
Сохранилось предание о некогда существовавшем под храмом подземном ходе (некоторые рассказывают даже, что ход вел на ту сторону Тьмаки, в кремль). Вполне возможно, что некое подземное убежище под Белой Троицей действительно было — ведь не зря же в ней самой под сводами нашли несколько потайных помещений, — но вряд ли оно имело столь серьезную протяженность. Скорее всего, оно служило, как и тайники в самом храме, для сокрытия церковной утвари и имущества окрестных жителей в случае нападения врагов.
В 1770-е годы Тверь и Затьмачье, как многие другие губернские города, начала обретать регулярную застройку. Троицкая церковь, таким образом, оказалась у самой Старицкой заставы, представляя собой своего рода «парадный фасад» Затьмацкой стороны. Впоследствии, однако, церковь оказалась отделена от городской границы жилым кварталом, что отняло от впечатления, производимого ею, несколько торжественности, но зато прибавило немного уюта. Тем не менее вокруг нее сохранена небольшая округлая площадь, благодаря чему Белая Троица хорошо просматривается с четырех сторон — приятная редкость для городского храма.
Троицкий храм Твери реконструкции

С течением времени изменялась не только городская среда вокруг Троицкого храма Твери. Сам он тоже менялся сообразно потребностям растущего населения Затьмачья и его усердию к украшению дома Божия.
По всей видимости, еще в XVII столетии храм приобрел дополнительные главы, а к началу XIX века Троицкая церковь уже совершенно «осовременилась». Начать с того, что узкие окна четверика растесали, дабы в храме стало светлее. К счастью, это деяние обошлось без непоправимых потерь — а ведь история знает случаи, когда древние храмы обрушивались полностью или частично, не выдержав расширения оконных проемов.
Затем, в 1787 году, к четверику с юго-западной стороны пристроили Ефремовский придел — в честь почитаемого тверичами св. Ефрема Новоторжского. А уже к приделу «прилепили» в 1812 году колокольню, бывшую первоначально двухъярусной. Третий ярус, обозначивший колокольню как существенную доминанту окружающей городской застройки, появился лишь в 1878 году. Немногим ранее, между 1864 и 1867 годом, был сооружен придел во имя свт. Арсения Тверского и мц. Татианы — с северо-западной стороны, в пандан Ефремовскому.
Внутреннее убранство церкви Белой Троицы также есть результат многовековых поновлений. Надо, однако, отметить, что иконостас в храме весьма старый — он относится к XVIII столетию.
Белая Троица в советское время

В советское время Троицкая церковь счастливо избежала разрушения, хотя именно в Твери новая власть действовала особенно решительно, снося направо и налево памятники древнерусской архитектуры. Жертвой антирелигиозного вандализма пал и кафедральный Спасо-Преображенский собор. После его разрушения функции главного храма Тверской кафедры перешли к Белой Троице, и отныне она именовалась собором.
На протяжении почти всей советской эпохи Троицкий храм являлся действующим. Исключением стали лишь несколько лет в конце 1930-х годов, когда «построение безбожного общества», к которому так стремились большевики, едва-едва не сделалось реальностью. Почти все тверское духовенство к этому времени было арестовано, мученическую кончину принял от рук палачей архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), богослужения совершались втайне, на частных квартирах, напоминая катакомбные молитвенные собрания первых христиан.
С началом войны политика государства в отношении Церкви переменилась. Строить иллюзии здесь было бы неуместно, ибо перемена эта носила исключительно вынужденный характер, но тем не менее появилась возможность открыто ходить в церковь — пусть и единственную в городе. Этой единственной церковью долгие годы оставалась Белая Троица.
Белая Троица Твери сегодня

Примечательна послереволюционная судьба Троицкого храма. Став в 1940-е годы кафедральным собором епархии, он долгие годы служил христианам Твери (тогдашнего Калинина) единственным прибежищем. И память об этой особой судьбе сохраняется в храме по сей день.
В современной церковной жизни Твери Белая Троица, казалось бы, должна была отойти на второй план. В 1988 году епархии передали Воскресенский собор, построенный в 1913— 1914 годах. После его освящения именно он принял на себя функции кафедрального храма, а Троицкую церковь приписали к нему. Тем не менее и она не утратила своего значения в глазах тверичей. Здесь сосредоточены дорогие для них святыни, сюда (и только сюда, ибо некуда было больше) приходили они молиться в ту, совсем еще недавнюю, эпоху, когда по всей епархии оставалось чуть более сорока приходов, а высокое начальство с высоких трибун обещало в ближайшем будущем «показать по телевизору последнего попа».
Для верующих, воцерковившихся в годы советской власти, именно Белая Троица сделалась родным домом. И, таким образом, встала у истоков возрождения церковной жизни в нашей стране. Отсюда начался постепенный процесс пробуждения людей от атеистической спячки. Когда начался он? Когда на смену тем, кто вынес на своих плечах всю тяжесть гонений 1920—1940-х годов, пришли новые христиане, которым, собственно, неоткуда было взяться в условиях тотальной антирелигиозной пропаганды? Вопрос этот — о времени — подлежит отдельному исследованию. Но вопрос о месте, если говорить о «земной» системе координат, не представляется столь уж спорным. Для Твери таким местом была Белая Троица.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда в городе и его окрестностях начали открываться храмы, многие троицкие прихожане, что закономерно, «разошлись» по ним. Но и Троицкий собор не пустует, в воскресные и праздничные дни сюда приходят жители не только Затьмачья, но и отдаленных районов Твери.