Благовещенский монастырь Вязники

Содержание:
Благовещенский монастырь в Вязниках, по поверью, возник благодаря старинной иконе Божией Матери «Казанская».
Казанская Вязниковская икона Божией Матери

Казанскую икону Божией Матери заказала «изрядному художнику иконного письма» преподобному Иоакиму из Шартомской обители вдова князя Мстиславского за упокой своего супруга. В книге об истории Вязниковского монастыря «У подножия горы Венец» (издание Свято-Благовещенского женского монастыря, 2009 год) приводится такая история: «Сему затворнику явилась Пресвятая Богородица в видении и повелевала ему пречистыми Своими устами новоявленный Свой образ, иже явися во граде Казани, переписати...» Затворник повиновался, а потом написал еще одну такую же икону и уехал с ней в Суздаль. Там он передал ее в Воскресенский храм, и сам поселился неподалеку. После смерти мощи изографа остались нетленными.
Вязниковская же икона уже через несколько лет после написания проявила себя чудотворной: по молитве, обращенной к Богородице, верующие стали излечиваться от всевозможных болезней. Узнав об этом образе, поклониться ему приехал сам царь Михаил Федорович. Во время той паломнической поездки к царю обратился слободской староста Иван Мухин. Он нижайше просил разрешения устроить монастырь. Под впечатлением от иконы Михаил Федорович не только дал добро на богоугодное дело, но даже лично выбрал место для будущей обители - у подножия горы Венец.
Строительство Благовещенского монастыря в Вязниках

На фото: Благовещенский монастырь в Вязниках в 1930 годах.
В 1643 году братия вместе с жителями слободы возвели первую деревянную церковь с престолами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а также небесных покровителей царской семьи: Михаила Малеина и Алексия, человека Божия.
Никаких сведений о тех, кто стоял у истоков обители, не сохранилось. Однако известно, что все заботы по возведению монастыря взял на себя его брат Антоний. А в конце XVII века возвели и освятили каменный двухэтажный храм: с престолом Благовещения на втором этаже и престолами в честь Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также во имя священномученика Антипы - на первом.
Возвели и колокольню на столбах. Колоколов было шесть, самый тяжелый из них весил 10 пудов. Собственно, этот собор и шатровая колокольня практически без особых внешних изменений сохранились до нашего времени. Сама же обитель постепенно обзаводилась хозяйственными постройками, садом, огородом и пасекой.
Вязниковский монастырь при Петре I

Когда на престол взошел Петр I, для страны в целом и для Церкви в частности наступила эпоха перемен. Реформы и войны, которые вела тогда Россия, требовали больших капиталовложений. Средства изыскивали где только возможно. Вот и монастырское имущество, как правило, описывалось и частично изымалось.
В архивах Благовещенской обители сохранилась запись о том, как в монастырь приезжала специальная комиссия. Для высоких гостей готовили обеды: «Было куплено калачей, икры, вина и прочего на 16 алтын». Кроме того, монахи должны были предъявить все свои описные книги, а для письма предоставить не только бумагу и чернила, но и своих подьячих. Помимо перечисленного, требовалось 10 алтын в день на содержание комиссии, а также корм для лошадей.
По итогам переписи, у Благовещенского монастыря забрали несколько колоколов, обязав к тому же доставить их в Москву за свой счет! Также обители запретили тратить оброчные деньги. Правда, потом этот запрет был частично снят, при условии, что монастырь будет предоставлять все расходные книги в монастырский приказ.
В 1703 году город постигло страшное бедствие - пожар, в котором «оный град Ярополь с Вязниковской слободой выгорел без остатку». Устояли только два собора - Казанский (находился на нынешней центральной площади Вязников) да Благовещенский. Однако все монастырские постройки сгорели дотла. На следующий год положение еще больше ухудшилось - подаренные некогда царем Алексеем Михайловичем мельницы и озера отобрали в казну. Любопытный момент: мельницы потом отдали новым арендаторам под оброк. Но они вдруг перестали приносить доход! А после смерти своих арендаторов вообще стояли в запустении и ветшали...
Но и монастырю было ох как непросто! Тогдашний настоятель просил Петра I выделить на содержание обители средства из бюджета. Вроде бы даже было получено монаршее согласие, но... деньги затерялись где-то в пути. Монастырь откровенно бедствовал, до тех пор пока на престол не взошла Анна Иоанновна. Царица вернула обители две мельницы - взамен четверть оброка должна была выплачиваться в губернскую казну. Более того, монастырь был обязан содержать двух инвалидов войны и семинарию во Владимире.
Благовещенский монастырь при матушке Екатерине II

При Екатерине II многие монастыри закрывались либо выводились за штат. У них отбирали вотчины и запрещали иметь более семи братьев-монахов. Поэтому ко многим обителям «прилепилось» название «Семибратский». Это коснулось и Благовещенской обители в Вязниках.
В 1786 году, когда Вязниковская слобода обрела городской статус, монастырь обязали отдать новому городу 66 десятин земли. Но, как и в случае с мельницами, желающих использовать землю не нашлось, и участок вскоре превратился в пустырь...
Было и такое: Владимирский епископ Виктор решил открыть в Свято-Благовещенском монастыре духовное училище для детей священников. Учеников разместили в пустующих кельях. Родители должны были платить монастырю хлебную ругу, но средства опять так и не поступили...
А потом... потом были тихие годы: скудное финансовое содержание, частая смена игуменов да непрестанная молитва. Выжил монастырь, главным образом, благодаря помощи местных жителей. Они, кстати, собрали средства на Святые врата и монастырскую ограду, ее возвели в 1810 году.
Благовещенский женский монастырь в Вязниках

Некоторое улучшение в жизни Благовещенского монастыря наметилось во время царствования Павла I, однако в итоге мужская обитель все равно катилась к упадку. Буквально накануне революции она стала женской...
Павел I выпустил указ, давший монастырям некоторые послабления. Например, заштатные обители могли теперь иметь сколько угодно насельников, они стали получать деньги из казны и могли иметь игумена во главе.
Благовещенский храм обители украсили росписями. Причем, выполнять их пригласили известного по тем временам палехского иконописца Софонова.
В 1892 году в Благовещенском храме открылась приходская школа для мальчиков. Ученики занимались в нижнем этаже галереи, там, где сейчас расположена трапезная. А в 1916 году мужской монастырь прекратил свое существование, вместо него в этих стенах открылась женская обитель. Игуменьей стала матушка Серафима. Но и женский Свято-Благовещенский монастырь просуществовал недолго. В 1932 году матушку вместе со всеми насельницами выселили из монастыря. Монастырский храм стал обыкновенным городским, а в 1935-м и вовсе был закрыт.
После революции фрески Благовещенского собора замазали штукатуркой, и сейчас, когда обитель возрождается, восстановление росписей в ближайших планах по реставрации храма.