Чаплыгин достопримечательности что посмотреть в Чаплыгине

Гуляя по Чаплыгину; все время хочется называть его Раненбургом. В общем-то, желание понятное — тихий уездный город, чуть не ставший в XVIII веке малой российской столицей, с прекрасно сохранившейся исторической застройкой, не отзывается на имя советского ученого, всего-то и проведшего здесь в младенчестве два года. Чаплыгин «в душе» останется Раненбургом.
Городом-музеем Раненбург-Чаплыгин пока не стал. Однако определенная динамика есть — бережно сохраняется дореволюционная застройка, восстанавливается крепость, благоукрашаются храмы. И бродить по городу все приятнее, особенно поздним вечером, когда безлюдное пространство приобретает волшебную гулкость, а старые особняки чудесным образом «оживают» и начинают рассказывать были и небылицы об ушедших временах.
Троицкий собор

Троицкий собор Чаплыгина стоит на Соборной площади; через Советскую улицу (бывшую Козловскую) с Торговыми рядами — Хлебная площадь, чье название напоминает нам о том, что когда-то Раненбург являлся одним из крупнейших центров хлебной торговли, во многом диктовавшим общероссийские цены на хлеб.
На бывшей Козловской
Бывшая Козловская улица начиналась от моста через Становую Рясу, это буквально в трехстах метрах от Троицкого собора. За рекой раскинулась Зареченская слобода (сегодня это городская территория), и нынешняя Советская улица продолжена туда — в сторону бывшего Козловского тракта (Козлов в советскую эпоху тоже был переименован — в Мичуринск, хорошо знакомый нам по одному из выпусков нашей серии), от которого, собственно, улица в свое время и получила свое имя.
В Заречье сохранился Никольский храм, построенный в 1847—1855 годах на купеческие деньги и, как предполагается, по проекту Константина Тона. Возможно, и так — облик церкви соответствует принципам «псевдорусского» стиля, введенного Тоном в отечественное зодчество; особенно показательны в этом смысле мощный граненый барабан с огромным куполом и некоторые декоративные детали вроде перспективных порталов и «фирменных» наличников. Позже храм расширялся — к трапезной пристроили два придела. В 1930-е годы власти закрыли церковь — к началу 1990-х годов здание находилось в полуразрушенном состоянии. В 1991 году началась его реставрация — в 2005 году в возрожденном Никольском храме в Заречье было совершено первое после долгого перерыва богослужение.
Взглянув на храм, возвращаемся к мосту, откуда начинается наша прогулка по центру старого Раненбурга. Козловская улица являлась его главной артерией, пронзавшей город насквозь, — естественно, что на ней селились люди уважаемые и состоятельные, многие из которых были приписаны к купеческому сословию: к концу XIX века купцы и вообще составляли силу и славу Раненбурга.
Вот дом №24 — читаем табличку: «Памятник архитектуры конца XIX века. Частный дом купцов Оловниковых». Постройка в два этажа, крепкая, основательная, с рустованным первым этажом, с затейливыми наличниками, с мощными проездными воротами. Оловниковы — одна из известнейших купеческих фамилий дореволюционного Раненбурга; зданий в их владении насчитывалось несколько, имелись и торговый дом, и промышленные предприятия (в том числе крупная табачная фабрика). Один из Олейниковых являлся фактическим хозяином разборного моста через Становую Рясу (в половодье вместо него функционировал паром) — ежегодно объявлялся конкурс на его обслуживание и ежегодно же его победителем объявлялся Оловников. Бывали Оловниковы и городскими головами, заседали в различных общественных комиссиях, прославились как благотворители, «лоббировали» открытие образовательных учреждений.
Кстати, о последних. Почти напротив бывшего дома Оловниковых — желтое двухэтажное здание бывшей женской гимназии: для уездного городка вполне внушительное. Увы, история этой гимназии оказалась довольно короткой. Женскую прогимназию открыли в Раненбурге в 1905 году; четыре года спустя она была преобразована в полноценную гимназию. Упразднена в 1918 году — началась эпоха «совшкол», «педтехникумов», педагогика превратилась в средство агитпропа, и тут было не до классического образования.
Храм святителя Николая Чудотворца
Возле Троицкого собора, за Торговыми рядами, повернем направо — на улицу Свердлова (бывшую Езжую), потом налево — на улицу Крупской. Когда-то эта улица звалась Большой — за свою «длительность».

На перекрестке с улицей Горького (бывшей Рязанской) — еще один Никольский храм. До революции он был городским, зареченский же — слободским; ныне, чтобы их различать, к названию последнего прибавляют уточнение «в Заречье».
Городская Никольская церковь «загримирована» под древнерусскую постройку, однако возводилась она в конце 1850-х годов, когда в моду входила эклектика, заимствовавшая формы из самых разнообразных эпох, в том числе и из эпохи Древней Руси. От нее — ложные закомары, кокошники, аркатурные пояса, мощная апсида, характерная форма пятиглавия. Смотрится нарядно.
Возводили церковь в 1850— 1855 годах — подобно ее зареченской «тезке», на купеческие средства. Согласно сохранившимся документам, церковь эта «зданием каменная, с таковою же колокольнею, построена иждивением потомственного почетного гражданина Игнатия Леонтьевича Калашникова. Земли при церкви ни пахотной, ни усадебной не имелось, а дома членов причта располагались на своих собственных усадьбах». Городской Никольский храм после революции закрыли одним из первых — уже в 1920-е годы здание занимал молодежный клуб. Колокола в 1930 году переливали «на трактора» наперегонки (было объявлено социалистическое соревнование!) с коммунистами Данкова и Козлова, которые рушили церкви у себя дома. Клуб передал постройку швейной фабрике, которую позже сменили красильный цех и склад. Понятно, что новейшие времена Никольский храм встречал в удручающем состоянии. Но — выжившим. Ныне он приведен в порядок, в нем совершаются богослужения.
Уездные виды
Погуляем немного по улице Крупской, тут во множестве сохранились старинные домики и особняки. Какие-то просто хороши собой, какие-то имеют архитектурную ценность, какие-то — мемориальную.

Остановимся у дома №46. Перед нами уютный деревянный особняк с окнами, украшенными резными наличниками, и карнизом, подчеркнутым деревянной вязью. На стене вывеска: «Музей „Дом Никитина Н. П.“». В этом доме, принадлежавшем богатой купеческой семье Никитиных, родился и вырос выдающийся русский географ Николай Павлович Никитин (1893—1975). По окончании Петровской сельскохозяйственной академии он занимался научной и педагогической деятельностью. Первые его книги посвящены родной земле: «Производство сельскохозяйственных продуктов в Раненургском уезде Рязанской губернии» (1919), «Несколько страниц из истории, географии, статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии» (1919), «Статистико-экономическое описание волостей Раненбургского уезда Рязанской губернии» (1920). Обращение к раненбургской теме было для молодого исследователя концептуальным, он писал: «Только изучив свой маленький уголок, изучив каждую травинку, каждое деревце, каждый ручеек, холмик своего родного уезда, можно действительно строить материальную и духовную культуру... Только изучив прошлое и настоящее своего родного угла, можно творить будущее». Вообще говоря, именно Никитин стоит у истоков местного краеведения, и в этом смысле создание в Чаплыгине посвященного ученому мемориального музея является знаком благодарности знаменитому земляку, данью его памяти.
Вознесенский храм
Насладившись уездными видами, по улице Ленина (бывшей Крепостной) возвращаемся на Советскую улицу. Справа — Вознесенский храм, старейший каменный храм Раненбурга. Построен он в 1790-х годах, что дает о себе знать в барочных формах здания. Любопытно, что, когда в 1800 году деревянной Архангельской церкви определили быть собором и, в уважение к обретенному ею соборному статусу, захотели прикрепить к ней 50 дворов Вознесенского прихода, дворы эти переходить в новый приход категорически отказались (позже Рязанская консистория все-таки настояла на выполнении этого решения) — вот как прихожане Вознесенской церкви любили свой храм!
У истоков истории Вознесенского мы вновь обнаруживаем купцов — отец Иоанн Добролюбов в своем фундаментальном «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» (1884—1891) пишет: «В мае 1790 г. раненбургские купцы Осип Никитин Щебанов и Антон Степанов Лынов обратились к преосв. Феофилу, епископу Тамбовскому и Пензенскому, с прошением о дозволении им построить на Красной площади каменную церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня... Козловское духовное правление... ответило, что потребность в построении новой церкви сознается жителями г. Раненбурга от крайнего утеснения в Архангельской церкви; причем граждане выразили, чтобы на первый раз, пока еще не сложился приход, священник, диакон и причетники переведены были от существовавшей тогда церкви Архангельской, из прихода которой желающих перейти к новой церкви оказалось 120 дворов... ^октября того же 1790 г. на построение Вознесенской церкви дана была благословенная грамота за подписью преосв. Феофила. Вознесенская церковь освящена была в 1794 году, к ней в 1803 г. пристроены были придельная Покровская и настоящая в честь Вознесения Господня».
В советскую пору Вознесенский храм закрыли. Церковное здание использовалось под производственно-торговые нужды. В новейшее время церковь вернули верующим — в 2004 году в ней было совершено первое после «коммунистической паузы» богослужение.
Здесь стояла крепость

Рядом с Вознесенским храмом — памятник основателям крепости Ораниенбург Петру I и А. Д. Меншикову (автор — липецкий скульптор А. Сулин), открытый в 2013 году. А значит, мы добрались до места, где некогда стояло Петрово детище. Собственно, бывшее название улицы Ленина — Крепостная — являлось в этом смысле подсказкой.
От крепости практически ничего не осталось. А когда-то она представляла собой хорошо укрепленную фортецию со всеми необходимыми службами и собственным домом Меншикова. Как считается, фаворит Петра I предполагал здесь выстроить некое подобие Петербурга, устроив при новом городе водохранилище и обеспечив судоходство. Известно, что по восшествии на престол юного Петра II Александр Данилович хотел увезти сюда императора, дабы оградить отрока от неблагоприятного влияния окружения. И тот вроде бы соглашался на такой переезд.

Однако вскоре политический расклад при дворе изменился, и в 1727 году в Ораниенбург Ментиков явился с семьей в ссылку. Не прошло и года, как некогда всесильного временщика, лишенного всех чинов, наград и богатств, отправили отсюда в далекий Березов — на смерть.
После этого крепость видела еще нескольких несчастных — например, выдающегося дипломата С. Г. Долгорукова (1730—1735 годы) и брауншвейгское семейство с малолетним императором Иоанном VI, отрешенным Елизаветой Петровной от власти (в 1744 году). Дом Меншикова превратился в тюрьму. Позже крепость была заброшена и постепенно разрушилась. А. Болотов уже в конце XVIII столетия писал: «Я нашел только маленькую и развалившуюся почти земляную крепость и внутри оной несколько каменных развалившихся и раскрытых зданий наипрекраснейшей архитектуры...»
В настоящее время дом светлейшего князя восстановлен, в нем размещается краеведческий музей. На месте крепости разбит городской парк.
Кривополянье
Нам осталось познакомиться с ближайшими пригородами Чаплыгина.
Непременно следует посетить село Кривополянье с его храмом Михаила Архангела — оно находится к юго-западу от города, на дороге в Липецк, и является ровесником Слободского. «Церковное место» в нем упоминается уже в Писцовых книгах 1638—1639 годов. Древнюю деревянную Михаило-Архангельскую церковь, проданную в Петропавловскую пустынь, сменил каменный храм — его строили в 1789—1805 годах. Храм исполнен в барочной стилистике — это восьмерик на четверике с граненым куполом и главкой на небольшом барабане. Обширная трапезная соединяет его с двухъярусной колокольней, которая, судя по ее характерным для классицизма формам, строилась последней.
Кривополянская церковь в советскую эпоху оказалась самой стойкой к идеологическому давлению — закрыть ее властям удалось лишь в 1938 году, но уже спустя шесть лет она была возвращена верующим. Довольно долгое время церковь оставалась единственным действующим храмом Чаплыгинского района. В этом храме до 2005 года хранился чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери, переданный в середине XIX века сестрами А. П. и Е.П. Буниными в раненбургский Петропавловский монастырь. Ныне он вновь пребывает в Петропавловской обители. В нее мы сейчас и отправимся.
Петропавловский монастырь

Петропавловский монастырь находится на другой окраине Чаплыгина, в паре километров к северо-востоку от города, в поселке Рощинском.
Местная легенда связывает зарождение обители с чудесным спасением на этом месте Петра I от разбойников. В 1711 году А.Д. Меншиков обратился к митрополиту Рязанскому Стефану (Яворскому) с просьбой дать благословение на устроение здесь монастыря. Благословение было получено, а летом 1712 года в новой обители уже освятили деревянный соборный храм — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Вообще, очень многое в ранней истории Раненбурга «рифмуется» с Петербургом — вот и название местного монастыря перекликается с названием Петропавловской крепости, с которой началась северная столица.

Царь и светлейший князь не оставляли своими заботами раненбургский монастырь: Петр I пожертвовал ему икону апостолов Петра и Павла, полученную от папы римского Климента XI, а Меншиков — драгоценный крест. Главной же святыней обители с середины XIX столетия являлся уже упомянутый нами список Тихвинской иконы Божией Матери, привлекавший в монастырь множество паломников. К концу XIX века все монастырские строения были каменными — в том числе четыре храма.
Все это великолепие после революции большевики уничтожили. В 1925 году монастырь был ликвидирован, его насельников разогнали, многие из них позже попали на каторгу и в ссылку. Здания приспосабливались под различные производства и разрушались.
В новейшее время справедливость восторжествовала. В поруганную обитель пришли монахи, ныне она возрождается.