Демидовы на Урале

Демидовы на Урале

Династия Демидовых

Знаменитая династия купцов и промышленников Демидовых, основателей оружейной отрасли в этом старинном городе, берет свое начало именно с простого кузнеца, мастера молота и наковальни.

Династия Демидовых славилась благотворительной деятельностью, в частности, учредив в свое время премию и лицей своего имени. В память о заслугах представителей династии и в ознаменование векового юбилея горного дела в Барнауле и Ярославле в XIX столетии были торжественно установлены специальные обелиски — Демидовские столпы, а в Санкт-Петербурге в честь Демидовых назван мост на канале Грибоедова. История династии Демидовых в популярном изложении знакома российскому кинозрителю по одноименному фильму 1983 года.

Основатель династии

Основатель семейства уральских горнозаводчиков и тульских оружейников Демид Антуфьев работал в Туле кузнецом. Вместе с сыном Никитой он упоминается в официальных списках тульских оружейников в 1676 году и числится по специальности «ствольных завар-щиков». От качества ствола в огнестрельном оружии зависит немало, и династия Демидовых в итоге «выстрелила», попав точно в «яблочко» круга величайших предпринимателей земли Русской.

Демид Антуфьев происходил из государственных крестьян и приехал в Тулу из села Павшино. Он работал кузнецом при тульском оружейном заводе и скончался в 1664 году, когда его сыну Никите было восемь лет.

Никита Антуфьев - Демидов сын

 Герб, пожалованный Акинфию, Григорию и Никите Демидовым. В основе композиции - изображения трех рудоискательских лоз и серебряного молота.По сравнению с братьями Семеном и Григорием Никита (1656-1725) оказался наиболее целеустремленным и предприимчивым в их семье, унаследовав в полной мере и ремесло отца, и его таланты. В 1690-е годы он уже владел в Туле профильным предприятием и являлся оружейным мастером Преображенского полка (1695).

Дальнейшее его продвижение историки связывают со знакомством с царем Петром I, о котором сложено немало преданий. Однако можно с уверенностью предположить, что образцы ружей тульского мастера пришлись Петру по сердцу, и он поручил ему поставки оружия в армию на период Северной войны со шведами.

Никита Антуфьев выпускал продукцию дешевле заграничных аналогов, не уступая им в качестве, поэтому царь в 1701 году передал ему в собственность бывшие стрелецкие владения под Тулой вместе с участком для угледобычи.

А 4 марта 1702 года Петр I подписал указ о передаче Невьянского производства «оружейного железного дела мастеру» Никите Демидову, владельцу железоделательного завода в Туле, обязав промышленника выкупить их за пять лет и даровав право покупать на работу крепостных крестьян. И вдобавок выдал именную грамоту: отныне вместо Антуфьева зваться Никите благозвучнее, по отцу - Демидовым!

Царь очень ценил этого оружейника, с которым познакомился несколькими годами ранее. Существует ряд легенд о первой встрече Петра I и Никиты Демидова.

Родоначальник промышленной династии Никита Демидов.

Вне зависимости от того, насколько верны сохранившиеся предания, достоверно известно, что самодержец сделал его поставщиком оружия для русской армии во время Северной войны.

Качество производимого продукта было высоким, потребность в нем все возрастала, и государь, видевший в сотрудничестве с Демидовым залог будущей окончательной победы, расширял его привилегии. Передача казенного Невьянского завода с условием поставок государству железа в течение пяти лет явилась одним из многих примеров взаимовыгодного сотрудничества между предпринимателем и царем.

Демидовские заводы на Урале

Никита Демидов развернул на Урале кипучую деятельность по созданию новых предприятий. К концу 1710-х — началу 1720-х годов он построил там несколько железоделательных заводов. Среди них был и Быньговский завод, заложенный в семи верстах от Невьянского в 1718 году. По некоторым данным, с 1731 года в Быньгах действовала первая в России фабрика по производству кос.

Дело отца продолжил его старший сын Акинфий. На одной из карт 1730-х годов огромная территория демидовских владений с центром в Невьянском заводе обозначена как «ведомство Акинфия Демидова». Отец и сын постарались на славу. О том, какое наследие они оставили и что происходило с ним впоследствии, написали авторы книги «Невьянск», увидевшей свет в 1982 году:

«После смерти Акинфия Демидова в августе 1745 года осталась промышленная „держава“, состоящая из 22 заводов железных и медных (не считая трех алтайских, отобранных в казну), 96 рудников, 36 сел с многочисленными деревнями, 3 пристаней, более 36 тысяч рабочих и служащих. Не желая делить свое „ведомство“ на части, Акинфий Демидов завещал все заводы младшему сыну Никите. Но другие сыновья сочли себя обиженными. Тяжба между наследниками Акинфия Демидова тянулась больше десяти лет. И только 1 мая 1758 года сыновья вступили во владение своими заводами. Невьянская часть с заводами Невьянским, Быньговским, Шуралинским, Верхнетагильским, Шайтанским и другими досталась старшему— Прокофию... Когда вскоре после вступления П. А. Демидова во владение своей частью наследства Берг-коллегия запросила его о состоянии Невьянских заводов, то Прокофий на это ответил: „В тамошних заводах быть мне не случалось, и затем, какие оные заводы имеют тягости и какое к тому вспомоществование потребно, ныне я показать не могу“».

Демидов Акинфий Никитич

Памятник Петру I и Никите Демидову в Невьянске.Начальная история Быньговского завода связана с именами первых Демидовых. Большую роль в становлении местного производства сыграл сын родоначальника промышленной династии Никиты Демидова Акинфий Никитич. Акинфиевы сыновья прославились преимущественно деяниями в области коммерции и благотворительности, а также столь свойственными XVIII веку «чудачествами».

Акинфий Демидов родился в 1678 году в Туле, где находились предприятия его отца Никиты. Изучив горнозаводское дело в «домашних» условиях, он отправился за границу для стажировки на литейных заводах Саксонии. Во время этого путешествия, в городе Фрейбурге, Акинфий Никитич приобрел богатую минералогическую коллекцию. Впоследствии эта коллекция, дополненная уральскими и сибирскими экземплярами, была передана его детьми через И. И. Шувалова в дар Московскому университету.

Кнутом и циркулем

Акинфий Демидов с юных лет являлся правой рукой своего отца. Еще при его жизни он управлял Невьянским заводом, деятельно взялся за постройку завода в Быньгах. Унаследовав после смерти Никиты Демидова семейное дело, будущий знаменитый уральский промышленник продолжил отдавать ему все свое время и силы. В одном из писем к А. Д. Меншикову он писал, что фабрики, как малые дети, требуют постоянного внимания. Не щадя себя, владелец заводов того же требовал и от других. Биографы свидетельствуют прежде всего о жестокости Акинфия.

Наряду с жестокостью и коварством для Никиты и Акинфия Демидовых характерны глубокое знание горного дела, умение понять и применить новейшие формы организации металлургического производства, стремление к оснащению предприятий по последнему слову техники.

Библиотека Акинфия Демидова

Очень яркой чертой, характеризующей Акинфия Демидова, является его книжное собрание. В библиотеке промышленника насчитывалось 441 наименование «книг русских и немецких». Часть иностранных изданий была приобретена во время европейской поездки Демидова, отдельные книги, видимо, выписывались впоследствии.

Значительную долю библиотеки составляла религиозная литература, в ней присутствовал почти полный «круг» богослужебных книг. Конечно же, значительным являлось и собрание изданий по металлургическому производству. Из прочей литературы Акинфий Никитич отдавал предпочтение историческим сочинениям и описаниям путешествий.

Встречались в его библиотеке педагогические и назидательные труды (для воспитания наследников, достойных дворянского звания), образцы «развлекательной» литературы (оперные либретто, описания фейерверков, материалы по коронационным торжествам и т. д.).

Картина М. Авилова «Уральские рабочие привозят пушки Емельяну Пугачеву». Поддержка, оказанная уральцами Пугачеву, во многом объяснялась тяготами их жизни.

По количеству и своему составу библиотека Акинфия Демидова отличается от известных купеческих книжных собраний первой половины XVIII века и может быть сравнима с некоторыми библиотеками представителей светской знати послепетровского времени. Эта библиотека дает непосредственное представление о книжных интересах зарождающейся русской промышленной буржуазии.

Получив дворянство от Петра I еще в 1720 году, Демидовы смогли покупать крепостных рабочих для своих заводов, поскольку в России в то время владеть крепостными могли исключительно дворяне. Однако еще довольно долго часть демидовских людей формально числилась свободными. В 1737 году Акинфий обращался в правительство с просьбой считать всех его рабочих крепостными. Подневольное состояние работников давало промышленнику гораздо больше возможностей для лучшей организации производства.

В 1740 году Акинфий Демидов получил чин статского, а в 1744-м — действительного статского советника. Согласно Табели о рангах, это было очень высокое звание, соответствовавшее званию генерал-майора в армии и придворному чину камергера. В том же году указом императрицы Елизаветы Петровны было объявлено, что Акинфий находится под особым покровительством государыни. Воля императрицы ставила его в исключительное положение среди промышленников и магнатов. Однако в полной мере воспользоваться привилегиями Демидов не успел. Он умер 5 августа 1745 года по пути из Санкт-Петербурга в Сибирь — близ села Яцкое Устье, что на реке Каме.

Наследники Акинфия Демидова

Никита, младший сын Акинфия Демидова. Работа Луи Токе, выполненная между 1756 и 1758 годами.Акинфий Демидов был женат дважды: в первый раз — на дочери купца Тарасия Коробкова Авдотье, а во второй, с 1723 года, — на Ефимии Ивановне Пальцевой. От первой жены он имел сыновей Прокофия и Григория, от второй — Никиту.

Итогом долгих семейных тяжб, имевших место после смерти Акинфия Демидова, стала передача основной части наследства старшему сыну Прокофию. Его, как и других сыновей Акинфия, часто относят к числу представителей промышленной фамилии, оказавшихся своего рода переходным «звеном» от первых Демидовых, основателей уральских заводов, к тем поколениям династии, которые на заводах не жили, в горном деле не разбирались и являлись, по замечанию знатока истории черной металлургии С. Г. Струмилина, лишь «пенкоснимателями». В то же время Прокофия Демидова, «заводчика поневоле», как удачно окрестил его невьянский краевед А. Карфидов, нельзя назвать пустым «прожигателем жизни». Он успешно занимался коммерцией, при этом жертвуя огромные суммы на благотворительность, изучал ботанику, выступая в этом деле и искусным практиком.

«Чудачества» П. А. Демидова

Однако гораздо большую известность принесли П. А. Демидову его «чудачества». Современники описывали известные выезды «куриозника», собиравшие толпы зевак. Обычно из ворот демидовской усадьбы выезжал возок ярко-оранжевого цвета, запряженный шестеркой лошадей: две пары были обычными крестьянскими клячами, а одна — чистокровными скакунами. На лошадях сидели наездники — карлик и великан. Процессию сопровождали многочисленные псари со стаей собак всевозможных пород: от карманных болонок до огромных догов. И наездники, и псари были одеты в самые нелепые платья: одна половина одежды — шелковая, расшитая золотом, другая — из рогожи; на одной ноге — башмак, на другой — лапоть. Вершиной «чудачества» являлись очки, которые можно было наблюдать не только на людях, но и на собаках с лошадьми.

Яковлевы

В 1769 году завод в Быньгах, как и другие невьянские заводы, был продан за восемьсот тысяч рублей его владельцем Прокофием Демидовым коллежскому асессору Савве Яковлевичу Собакину, впоследствии сменившему фамилию на Яковлев.

С. Яковлев вывел на новый уровень бывшее демидовское производство. Из наблюдений невьянского краеведа А. Карфидова:

«К началу 1780-х годов Савва Яковлев владел огромной горной „империей“ на Урале, по размерам и производственным мощностям не уступавшей знаменитому „ведомству Акинфия Демидова“. Его заводские дачи включали в себя 2 млн гектаров, выпуск чугуна в 1783 году составил 1275000 пудов. Все заводское хозяйство оценивалось в огромную сумму — почти 7 000000 рублей. По количеству заводов — всего 22 — Яковлев сравнялся с Акинфием Демидовым».

После смерти Саввы Яковлева лучшая часть его наследства, в которую входил и Быньговский завод, досталась старшему сыну Петру.


Саша Митрахович 14.08.2017 14:32
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Металлургия на Урале

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (1)

Dark_LordYT
Dark_LordYT 16.04.2020 13:46

Всё супер!!! 10 из 10)) всё очень подробно рассказывается

Каптча