Долгопрудный история города

Город Долгопрудный, выросший из поселка с неромантичным названием Дирижабльстрой, на самом деле старше, чем кажется. Уже в XVII веке здесь, на берегу Клязьмы, была боярская вотчина. В следующие двести лет село Спасское-Котово прославил известный княжеский род Юсуповых.
История города Долгопрудный начинается с села Котово
Город Долгопрудный вырос из села Котово. Впервые эти места упоминаются в исторических документах начала XVII века. Тогда здешнее поселение называлось Курлыково или Курилково — в различных источниках название приводится по-разному. Впрочем, было в том Курлыкове-Курилкове всего несколько домов на берегу Клязьмы.
В 1676 году деревушку приобрел Иван Борисович Репнин, уже немолодой боярин. И Курлыково стало расти, через два года там появились хозяйский дом и скотный двор, а количество крестьянских изб перевалило за дюжину. Более того, не прошло и десяти лет с момента приобретения этих владений Репниным, как в усадьбе выросла «церковь Нерукотворенного Спасове каменная». Считается, что поставили ее на месте деревянной, возведенной еще при Иване Грозном.
Юсуповские владения
В первой трети XVIII века репнинское имение приобрел князь Борис Григорьевич из знаменитого рода Юсуповых. Село росло и называвшееся теперь Спасским-Котовым. Так, согласно данным клировых ведомостей 1776 года, в нем значилось уже 33 приходских дома и порядка 350 крестьян.
Шли годы, и Юсуповы решили устроить в своей усадебной церкви родовую усыпальницу. Под Владимирским приделом появился склеп, где погребли дочь и вдову Бориса Григорьевича. Над их могилами установили чугунные плиты.
Дальнейшим благоустройством имения занялся сын князя — Николай Борисович, известный ценитель и знаток искусств. В молодые годы он нечасто бывал в Спасском-Котове, предпочитая ему роскошное Архангельское (где у него, к слову, гостил Пушкин, посвятивший Н. Б. Юсупову свое знаменитое стихотворение «К вельможе») и управляя котовской усадьбой, что называется, удаленно. Но, заметим, вполне эффективно. Например, по его распоряжению в селе начал действовать кирпичный завод, а само Котово обрело регулярную планировку с аллеями-«прешпектами».
В отказных книгах 1790 года значится, что «в селе Спасском, Котово тож, церковь каменная Спаса Нерукотворного Образа с приделом Владимирския Божией Матери, деревянный дом... легулярный сад с оранжереями, плодовитыми деревьями, четыре пруда».
Показательный факт: несмотря на увлечение Архангельским, именно в Спасское-Котово Николай Борисович Юсупов, видевший на своем долгом веку аж шестерых русских самодержцев, приехал коротать свои последние годы. Летом 1831 года, в разгар эпидемии холеры, князь скончался. Похоронили его в Котове, во Владимирском приделе за алтарем. В 1832 году, через год после смерти известного вельможи, над его могилой поставили усыпальницу — квадратную в плане палатку.
Упадок
Больше века Юсуповы рачительно занимались своим котовским имением. Но в начале XX века усадьба стала приходить в упадок, а революция окончательно ее разорила и обезобразила.
В начале XX века Юсуповы уже редко бывали в своем котовском имении, что не замедлило отразиться на его состоянии. Крестьяне жили совсем бедно, скота держали мало. Заниматься сельским хозяйством стало до такой степени невыгодно, что местные жители, бросив землю, предпочитали уходить в наемные рабочие — благо в округе не было недостатка в промышленных предприятиях. В историческом очерке Е. Тюфтяковой «Мой город — Долгопрудный» отмечается:
«Крестьяне работали на Котовской суконной фабрике, на кирпичном заводе, на фабрике немца Мюле, что находились в Котово. Женщины и дети трудились на колпачном производстве Тюренковых в Щапово, в ягодном хозяйстве Кузнецовых, арендовавших крестьянскую землю для выращивания ягод, в саду и парке их поместья. Многие крестьяне работали на Савеловской железной дороге, проведенной неподалеку в 1897—1900 годах».
Сами Юсуповы со временем свернули все свое производство в этих местах. Закрылись суконная и красильная фабрики, кирпичный завод. Парковую часть усадьбы отдали под строительство дач.
История Котово после революции
Некоторое улучшение сельской жизни произошло после революции, в эпоху нэпа. Крестьянам добавили земли из бывших господских владений, да и государство старалось заинтересовать их в результатах их труда: на столичных рынках вырос спрос на молочную продукцию, и сельским жителям теперь стало выгодно держать скотину. Вот немного статистики: в 1927 году население Котова и Щапова, входивших тогда в одну общину, составляло 528 человек. Это 60 крестьянских дворов, причем практически на каждом из них имелись лошадь и пара коров.
К началу 1930-х годов в Котове и Щапове наметились новые изменения: вокруг возникали промышленные предприятия, совсем рядом прошел канал имени Москвы и разлилось Клязьминское водохранилище. Часть бывшей деревни Хлебниково оказалась затоплена, в результате образовался остров с судоремонтными мастерскими, появился рабочий поселок Водники. За каналом находился кирпичный завод. А западнее Котова — гранитные мастерские и поселок для строителей канала.
С началом коллективизации власти попытались организовать в селе колхоз. Но сами крестьяне эту инициативу не особо приветствовали — в колхоз объединилось всего шестнадцать крестьянских дворов. С председателями колхозу, прямо скажем, не везло. Каждый думал больше о себе и том, как бы поживиться на этом «тепленьком» месте, чем о колхозе. Первого председателя вскоре сменил... Михаил Тюренков, до революции являвшийся владельцем колпачной фабрики. Впрочем, бывшему фабриканту очень быстро припомнили его «темное» прошлое — Тюренкова «разоблачили» и отправили в ссылку. Третий председатель стал жертвой плотников из Кимрского района...