Екатерининский монастырь Видное

Екатерининский монастырь Видное

Еще одно достопамятное место Видного — Екатерининский монастырь, обитель одна из немногих в православном мире посвященная святой великомученице Екатерине. До недавнего времени таких было всего две — на Синае и под Москвой. В 1996 году в Твери открылась третья, образованная при старинном храме.

Подмосковный Екатерининский монастырь в Видном был основан все тем же царем Алексеем Михайловичем, который любил охотиться в этих краях. На месте будущего монастыря Тишайший как-то остановился на ночлег, дальнейшие события поэтично описал И. Шевелкин в своем очерке «Екатерининская пустынь. Из воспоминаний странника» (1865):

«Ночью, когда тихий сон смежил усталые царские очи, вдруг показалось ему, что шатер его осветился необыкновенным сиянием, и пред ним предстала дева ангельской красоты, облаченная в белую, как снег, одежду». Она сказала монарху: «Не ужасайся, царь. Я явилась, чтобы сказать тебе, что Господь в эту ночь разрешил от бремени супругу твою (Марию Ильиничну. — Прим, ред.) и даровал тебе дщерь на утешение».

Царь узнал святую Екатерину, а наутро из Москвы примчался гонец с подтверждением радостного известия. Разумеется, девочку назвали по имени явившейся государю святой.

Датировка этого события известна — 1658 год, по поводу даты основания монастыря источники расходятся — оно случилось то ли сразу же после счастливого события, то ли через год или даже два; так или иначе, к 1664 году обитель уже точно существовала, ибо мы знаем, что в том году Алексей Михайлович распорядился деревянные ее постройки разобрать и начал в монастыре каменное строительство. Руководил им один из ведущих зодчих того времени — Иван Кузнечик, соавтор знаменитого храма святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве.

Набожная царская семья заботилась о монастыре, не забыли при этом и Дом святой Екатерины на Синае: исполняя отцовский обет, царевна Екатерина в 1689 году, уже после смерти Тишайшего, направила в Синайскую обитель изготовленную лучшими государевыми мастерами серебряную раку для мощей великомученицы.

В середине не самого простого для Церкви XVIII столетия Екатерининский монастырь в Видном переживал упадок: не имея собственных земельных угодий, обитель вынуждена была полагаться на выплаты из казны, которые к тому времени сильно оскудели. Тем не менее, в конце века, при архимандрите Мелхиседеке, удалось переломить ситуацию. Можно предположить, что тут не обошлось без участия Екатерины II — хотя реформа 1764 года и оставила монастырь за штатом, едва ли императрица могла обойти вниманием обитель, посвященную ее небесной покровительнице. Да и сам отец Мелхиседек показал себя «крепким хозяйственником». Появились средства — началось новое грандиозное строительство, которое, к сожалению, под цоколь снесло все, что было построено Иваном Кузнечиком. Современный облик Екатерининская пустынь в целом приобрела к началу XIX века. В 1795 году освятили ныне существующий собор, через четыре года поставили новую колокольню, удачно дополнившую храм и составившую с ним превосходную пару, задающую архитектурный тон всему монастырскому ансамблю, целиком выдержанному в классическом стиле.

А в XX веке — новое несчастье. С началом Первой мировой войны иноков Екатерининского монастыря Видного расселили по разным монастырям Подмосковья, а освободившиеся здания заняли монахини гродненского Красностокского монастыря, эвакуированные в связи с боевыми действиями. Женщинам удалось продержаться в монастырских стенах некоторое время и после революции — с началом гонений на Церковь обитель «переоформили» в сельскохозяйственную общину «Екатерининская пустынь». Однако в 1931 году монахинь все-таки выселили, после чего бывшую обитель приспособили под колонию для малолетних преступников, а позже — под тюрьму особого режима.

Это была самая страшная страница в истории Екатерининского монастыря. «Объект 110», или в просторечии «Сухановка», считался одним из самых гиблых мест в сети НКВД; идея его создания принадлежала наркому Н. Ежову, но так повернулось, что реализовано все было уже после его смещения, и Ежов сам стал заключенным «Сухановки». Для него и для многих других эта тюрьма явилась последним местом «проживания», хотя условия содержания на спецобъекте были далеки от понятия «жизнь». Конечно, заявления о том, что попадание в «Сухановку» автоматически означало смертный приговор — мягко говоря, сильные, но то, что там процветали разного рода «меры физического воздействия», — неоспоримый факт.

Тюрьму закрыли в 1953 году, но «органы» не очень-то хотели расставаться со «своей» собственностью: до 1992 года в монастыре располагалась школа МВД. И лишь после того, как все монастырские здания вернули Церкви,началось восстановление порушенного и поруганного. Этот трудный и долгий путь ныне пройден. Сейчас, глядя на ухоженные, аккуратные монастырские строения, на кресты церквей и цветочные клумбы, о «наследии мрачных времен» не то что не вспоминается... нет, забывать это, конечно, нельзя; но уходит свинцовая беспросветность, раскаяние облегчает душу, молитва дарит покой. И тьма прошлого уступает место надежде.

Монастыри Московской области.


Саша Митрахович 04.01.2018 08:14
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча