Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)

Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)

У храма святителя Григория Неокесарийского в Москве — редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью, и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени «породнился» с Московским Кремлем...

На строительство и украшение этого православного храма Москвы царь Алексей Михайлович денег не жалел.

Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.


Саша Митрахович 14.04.2017 12:18

Строительство храма Григория Неокесарийского в Москве

Строительство храма Григория Неокесарийского в Москве

Место, где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землей. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что ее строили по распоряжению великого князя Московского Василия Темного, внука Дмитрия Донского. По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведет храм — на том месте, с которого увидит по возвращении стены Московского Кремля, а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдет.

Свое обещание Василий Темный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года — в день святителя Григория Неокесарийского. Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый — тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году государь Алексей Михайлович дал добро на строительство нового, каменного, храма.

Красная церковь

Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля.

Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному мастеру изразцов Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков.

Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.


Саша Митрахович 14.04.2017 12:47

Храм на Большой Полянке история

Храм на Большой Полянке история

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел. Наполеоновские солдаты, славившиеся своим умением устраивать где ни попадя конюшни, — и те оберегали его от огня московского пожара. Главному разорению храм подвергся от своих. Впрочем — не снесли, хотя и порывались.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

А потом начался XX век. И если еще в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного — молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, позже канонизированная Церковью, — то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжелые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожалел даже захватчик-иноземец.

В 1922 году из Красной церкви в Москве изъяли многие ценности. В попытке спасти настенные росписи, — совет общины принял решение:

«произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения».

А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил ее снести, потому что она якобы мешала пешеходам — перекрывала тротуар Полянки до самой проезжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться... сквозным проходом. Как ни крути, все же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм Григория Неокесарийского закрыли совсем.

В 1960-е годы храм на Большой Полянке сильно обветшал. Приличествующий ей вид вернули реставраторы, после чего она наконец получила статус памятника истории и культуры.

Возвращение Храма на Большой Полянке в лоно Церкви

Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нем возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация, главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас «скопировали» с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле Симона Ушакова.

30 ноября 1996 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Саша Митрахович 14.04.2017 13:19

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы...

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией, создатели церкви Григория Неокесарийского придерживались, может быть, даже несколько архаизирующей линии.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль...

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи. Деликатно «архаизировав» композицию, создатели храма вовсю «отыгрались» на оформлении. Одни изразцы, не потерявшие до сих пор своего блеска, чего стоят! Двумя поясами-фризами (нижний разорван арками порталов) пересекают они первый ярус колокольни. Широким, как праздничный рушник, полотном пролегают под карнизом самого храма — эта пятиглавая пирамида кокошников словно вырастает из изразцового разнотравья.

Общее впечатление поддерживают небольшие, незаметные на первый взгляд, изразцовые вставки, белокаменная резьба порталов и общее декоративное исполнение фасадов, в котором специалисты усматривают элементы костромских традиций: и даже абсолютно «новодельные» (никогда их там не было) часы на колокольне как-то по-своему «вписались» в общий орнамент.


Саша Митрахович 14.04.2017 13:32

Интерьер храм Григория Неокесарийского в Москве на Большой Поляне

Интерьер храм Григория Неокесарийского в Москве на Большой Поляне

Можно только представлять себе, каким был интерьер храм Григория Неокесарийского в те времена, когда он являлся «царским храмом». Безбожная, в прямом и переносном смысле, реквизиция оставила потомкам мало шансов увидеть первозданную красоту церкви. Только росписи сводов невозможно было реквизировать.

Открывает храм богато украшенный входной портал в нижнем ярусе колокольни. Его оформление — своего рода перекличка с растительным орнаментом изразцов на фасаде; здесь та же яркая, насыщенная цветовая гамма — красный, желтый, зеленый, синий своих исконных, природных оттенков. Этот портал — напоминание о том, что входим мы не в простой храм, а — в монарший.

Внешнее ощущение «малости» церкви Григория Неокесарийского несколько стушевывается, поглощенное симфонией красок. И лишь внутри по-настоящему понимаешь всю камерность сооружения. Низкий, тяжеловесный крестовый свод трапезной напоминает нам о древних архитектурных приемах, когда строить широкие помещения без внутренних опор еще не умели.

По правую и по левую руку — входы в приделы Григория Богослова и Боголюбской иконы Божией Матери. Зрительно они несколько «корректируют» замкнутость внутреннего объема в сторону его увеличения, однако не стоит забывать, что изначально этих приделов не существовало и трапезная казалась еще тесней. Впрочем, это вполне в старых традициях русского храмового зодчества — камерность, внутренняя замкнутость церкви более располагает к молитве, к размышлениям о вечном и о бренности земного существования...

Трапезная, кстати, имеет деталь, не характерную для обычных посадских храмов Москвы: ее второй этаж раскрывается во внутреннее пространство самого храма. Это уже особенность царских, а еще раньше — великокняжеских церквей: правящее семейство молилось отдельно от подданных, над ними.

С XVIII века во втором этаже трапезной располагался придел святого Тихона Амафунтского. С того же времени там сохраняется лепнина в стиле барокко.

Внутренний объем основного помещения невелик, что лишь подчеркивается его глухим сомкнутым сводом: как мы помним, барабаны пятиглавия — чисто декоративные. Впрочем, при взгляде изнутри двухсветовой бесстолпный четверик как бы «разрастается». Росписи увеличивают его вверх, им вторит динамичный, акцентированно вертикальный пятиярусный иконостас под самый сомкнутый свод, который тоже украшен росписью. Когда храм наполняется дневным светом, ощущение рождается величественное и какое-то поистине «дворцовое».


Саша Митрахович 14.04.2017 13:33

Храм Григория Неокесарийского богослужения контакты как добраться самостоятельно расположение на карте

Храм Григория Неокесарийского богослужения контакты как добраться самостоятельно расположение на карте

Богослужения в храме Григория Неокесарийского

  • По субботам в храме Григория Неокесарийского Божественная литургия совершается в 9:00
  • Всенощное бдение — в 17:00.
  • В праздничные и воскресные дни Божественная литургия — в 9:30.

Расписание богослужений советуем уточнять на сайте храма.

Престольный праздник —30 ноября (по новому стилю): день памяти святителя Григория Неокесарийского.

Контакты Красной церкви:

  • Адрес: 109180, Россия, г. Москва, улица Большая Полянка, 29А
  • Телефон: +7 (495) 959-00-11
  • Официальный сайт: www.ieronim-polyanka.ru

Как добраться самостоятельно к храму на Большой Поляне в Москве:

Церковь Григория Неокесарийского находится в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. Лучше всего добираться до нее на метро —до станции «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии (серая ветка). Выход в город на этой станции — один (последний вагон из центра), заблудиться невозможно. Из метро вы выходите на улицу Большая Полянка и слева, на другой стороне улицы, видите колокольню храма: она стоит вплотную к проезжей части.

Расположение храма на карте Москвы:


Саша Митрахович 14.04.2017 13:41

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча