Эрмитаж

Содержание:
В 1764 году никто еще не знал, что в культурной жизни России произошло знаменательное событие. Сначала как частное собрание Екатерины II и лишь потом как публичный музей возникло то, что мы сейчас называем Государственным Эрмитажем.
Как появился Эрмитаж в России
Эрмитаж - один из известнейших музеев России обязан своему появлению... долгам. Берлинский купец Иоганн Гоцковский, сильно задолжавший российскому правительству, предложил рассчитаться картинами. У него их было, по разным данным, больше двухсот или даже трехсот. Просвещенная императрица согласилась — ведь в коллекции Гоцковского были картины Рембранта, Рубенса, ван Дейка и других знаменитых мастеров.
Через пять лет специально для монаршего собрания приобрели коллекцию саксонца Брюля — еще шестьсот картин. В 1772-м снова крупная и удачная покупка, на сей раз — коллекция барона Кроза, включавшая, в том числе, тициановскую «Данаю» и рафаэлево «Святое семейство», а также многие другие картины, ныне составляющие золотой фонд Эрмитажа... Далее живописные работы приобретались десятками, скульптуры — сотнями, графические работы — тысячами.
Эрмитаж растет
Очень скоро выяснилось, что коллекция, «ютившаяся» в уединенных покоях императрицы (слово «эрмитаж» означает «место уединения» или даже «хижина отшельника», что не очень-то ассоциируется с огромным музеем), больше в них не помещается. К 1787 году было закончено здание Большого Эрмитажа. К моменту смерти Екатерины Великой в 1796 году, по описи, в нем было 3996 картин.
Собирать коллекцию продолжали императоры Александр I и Николай I. Кстати, именно последнему принадлежит идея превращения Эрмитажа в публичный музей (еще один «когнитивный диссонанс» — вот вам и «солдафон Николай Палкин»). С 1852 года увидеть уникальную коллекцию мог каждый желающий. Спустя четверть века посещаемость достигла 50 тысяч человек в год — совершенно невероятное для России того времени число...
Сейчас оно перевалило за три миллиона. В рейтинге самых посещаемых музеев мира Эрмитаж входит в почетную двадцатку.
Малый Эрмитаж Санкт-Петербург

Малый Эрмитаж возвел в 1764—1766 годах Ю. Фельтен по желанию Екатерины II, это двухэтажный корпус (Южный павильон) рядом с резиденцией императрицы — Зимним дворцом. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Чуть позднее, в 1767—1769 годах, архитектор Жан Батист Валлен-Деламот построил на берегу Невы Северный павильон с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей для уединенного отдыха российской царицы.
Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа Висячим садом с галереями по бокам. Архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями — «малые эрмитажи».
Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея. В великолепном Павильонном зале находятся часы «Павлин», изготовленные в 1770-е годы в Лондоне.
Большой (Старый) Эрмитаж Санкт-Петербург

Первыми специализированными помещениями для хранения императорских коллекций явились галереи Малого Эрмитажа. Вскоре их стало не хватать. В мае 1770 года Екатерина II приказала построить вдоль Дворцовой набережной новое каменное здание «в линию с Эрмитажем». Оно возводилось с февраля 1771 года по проекту Ю. Фельтена и под руководством Джованни Джеронимо Руска.
Строительство Большого Эрмитажа завершили в 1774 году — и на берегу Невы появился еще один корпус шириной в 10 осей, который с Северным павильоном Малого Эрмитажа соединила переходная галерея. Спустя два года на месте обветшавшего дома Чернышева и дома придворных прачек решили устроить «продолжение» каменного здания, которое в результате протянулось вплоть до Зимней канавки.
Работы, начавшиеся в середине 1777 года и длившиеся два строительных сезона, велись по проекту и под руководством уже названных специалистов. Вторая часть здания получила 17 осей по фасаду. Общий, объединивший две части, фасад сформировался в 1787 году. Позже была устроена арка над Зимней канавкой, соединившая Большой Эрмитаж с Эрмитажный театром.
Отделка интерьеров Большого Эрмитажа производилась постепенно, Екатерина II подробно обсуждала с Фельтеном оформление каждого зала. Так как уже существовал Малый Эрмитаж, новая постройка получила название Большого Эрмитажа. После появления по соседству Нового Эрмитажа это здание стали именовать Старым Эрмитажем. Здесь разместились дворцовая художественная коллекция и библиотека.
Созданное Фельтеном трехэтажное строение Большого Эрмитажа органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика здания соответствовали духу классицизма XVIII века. Здание не имеет ордерных членений в виде колонн или пилястр, но его построение подчинено пропорциям классического ордера. По высоте оно разделено на массивную рустованную нижнюю часть и облегченную верхнюю. Решение фасада основано на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.