Гражданская застройка Замоскворечья

На фото: Особняк Киреевских-Карповых.
Уже дореволюционные авторы сокрушались о том, что-де Замоскворечье теряет своеобразие, на месте усадеб вырастают «неприлично-высокие» доходные дома. Нам-то и подавно как не восскорбеть, видя то здесь, то там в прорехах исторической застройки многоэтажные здания «красивой гражданской архитектуры» и наглый блеск офисных стеклопакетов. И все-таки. И все-таки Замоскворечье (и Большая Ордынка, уводящая нас к Садовому кольцу) все еще способно повеять стародавней, провинциальной Москвой.
Дом №41/24. Суховатый фасад с ассиметричными ложным портиком и подъездом, поддерживаемым чугунными «столбушками», рустованный первый этаж. Это особняк Киреевских-Карповых. Секунд-майор В. И. Киреевский, отец Ивана и Петра Киреевских, купил участок на Большой Ордынке в конце XVIII столетия. В начале XIX века Киреевские приобрели еще один, по соседству, и вскоре после пожара 1812 года начали строить здесь дом. В 1817 году В. И. Киреевский скончался, и его вдова вышла замуж за А. А. Елагина, переехав вместе с детьми от первого брака в особняк у Красных ворот.
А здесь, в особняке на Ордынке, жил в начале 1830-х ее самый известный сын Иван — литератор, славянофил, христианский мыслитель.
В 1875 году Киреевские продали дом Тимофею Саввичу Морозову, предназначившему его своей дочери Анне и ее мужу Г. Ф. Карпову, профессору Московского университета. В семье Карповых родилось пятнадцать детей, и особняк в связи с этим существенно расширили. Еще одна важная деталь: Анна Тимофеевна Карпова приходилось родной сестрой Савве Морозову, так что в ее доме на Большой Ордынке перебывали самые известные деятели культуры того времени — П. И. Чайковский, И. И. Левитан, А. П. Чехов и многие другие.

Неподалеку от особняка Киреевских-Карповых стоит, как гласит табличка на фасаде, «главный дом городской усадьбы А.П. Арсеньевой — М.С. Сороковой. Нач. XIX в.». Знатоки, впрочем, утверждают, что цокольный каменный этаж старше, выстроен еще до пожара. Высокий мезонин, ионические полуколонны — все это классика жанра. «Пожар способствовал ей много к украшенью».
Следом за «главным домом городской усадьбы» — внушительное здание бывшего Александро-Мариинского училища (1870-е, архитектор А. С. Каминский), дом №47.
Спустя еще несколько «нумеров» — интересный допожарный образец, особняк Ф. А. Хованской (1811), сохранившийся благодаря своей изначальной «каменности». Сейчас фасад изуродован пластиковыми окнами.
А вот, наконец, дом №69 — филиал Малого театра. В 1914 году это здание, где располагался синематограф, было перестроено под Театр П. П. Струйского, преобразованного впоследствии в Театр миниатюр. Малый театр «въехал» сюда в 1943 году, и уже 1 января 1944 года был дан первый спектакль — «На бойком месте» А. Н. Островского.