Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках

Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках

Первый Влахернский храм в Кузьминках начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, которую тогдашние владельцы усадьбы Строгановы получили в дар от царя. Село также стало именоваться Влахернским.

Ныне существующий храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках по проекту петербургского архитектора С. И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы — князь М. М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году.

Православные храмы Москвы.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:11

Строительство Храма в Кузьминках

Строительство Храма в Кузьминках

Современный Влахернский храм в Кузьминках строили достаточно долго. Сначала в течение трех лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана.

Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке храма в Кузьминках уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке Влахернского храма в Кузьминках в стиле зрелого классицизма.

Реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали архитектор Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов.

Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Влахернский храм в Кузьминках получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню.

Строительство нынешней, «классической» версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году.

Отечественная война 1812 года нанесла Влахернской церкви огромный ущерб, французские солдаты изрядно поглумились. Храм пришлось восстанавливать и заново переосвящать, что и сделали в 1813 году.

К середине XIX века в главном храме в Кузьминках и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде — башенные часы.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:18

Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках советское время

Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках советское время

В 1930-е годы из Влахернской церкви экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракторной промышленности. Началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости — вместо круглых сделали прямоугольные. Церковное здание надстроили еще одним этажом с балконами.

Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костер. Удалось спасти только уникальный живописный образ Влахернской Богородицы. Долгое время икона находилась в церкви в Вешняках, а потом попала в один из столичных музеев.

Бывший храм стал сначала общежитием, потом конторой НИИ, а незадолго до начала Великой Отечественной войны его снова стали переделывать, под дом отдыха.

Во второй половине 1970-х на территории бывшей старинной усадьбы в Кузьминках началась постепенная реставрация.

В 1992 году Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках, а также ризницу и дом причта безвозмездно передали православной Церкви. Всего за пару лет церковь отреставрировали.

Чтобы привести разоренный и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести ее. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:32

Архитектура Храма Влахернской Божией Матери в Кузьминках

Архитектура Храма Влахернской Божией Матери в Кузьминках

Архитектурно нынешнее здание Храма Влахернской Божией Матери в Кузьминках построено в формах зрелого классицизма. Церковь была закончена на исходе века под руководством Родиона Казакова и была совсем другого архитектурного направления.

Фонарик-«беседка», угловые скругления, лаконично оформленные и оттого еще более выразительные, это своего рода аллюзия — чисто внешняя — на эффектные и популярные в архитектуре русского классицизма церкви-ротонды. В конце XVIII — начале XIX века их строили и в Москве, и в Петербурге (например, «Кулич и Пасха»), и за Уралом (церковь Всех Святых в Тюмени).

Но посмотрим внимательно: является ли ротондой церковь в Кузьминках? Да, из-за круглой в плане колокольни, обилия цилиндров и скругленных углов основного объема создается такая иллюзия. Но именно иллюзия! Низ храма — это все-таки «доставшийся в наследство» от барокко четверик, пусть эффектно и стильно «ошлифованный».

Еще одна особенность Влахернской церкви: очень оригинальная конструкция большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:08

Интерьер Влахернского храма в Кузьминках

Интерьер Влахернского храма в Кузьминках

Интерьер Влахернского храма в Кузьминках неоднократно подвергался разного рода переделкам.

В течение второй половины XIX века внутренняя отделка Влахернской церкви становится все более роскошной. Деревянные иконостасы сменяются мраморными по рисункам гроссмейстера «исторического стиля» в архитектуре М.Д. Быковского. Набрасывая эскизы иконостасов, установленных затем в Кузьминской церкви, зодчий находился еще «в тренде» классицизма. Особенно поражает иконостас центрального храма — с колоннадой и аттиком! Придельные иконостасы оформлены гораздо скромнее.

Также в течение второй половины XIX века в церкви несколько раз менялись полы: изначально каменные, они в какой-то момент стали чугунными, а затем мраморными.

Полностью обновилась, согласно веяниям времени, церковная стенопись. С закрытием и перестройкой церкви в XX веке она была утрачена; ныне храм расписан вновь. В цветовой гамме интерьера доминируют белый (внизу) и голубой (в верхней части) цвета.

Из-за нестандартного решения ротонды-барабана и освещение ее организовано очень необычно и эффектно.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:21

Храм в Кузьминках богослужения контакты как добраться расположение на карте

Храм в Кузьминках богослужения контакты как добраться расположение на карте

Храм в Кузьминках Расписание богослужений

По будням служат утрени — в 8:00, по воскресным дням — ранняя и поздняя литургии в 7:00 и 9:30. Более точное расписание с указанием праздничных служб необходимо уточнять на сайте в соответствующем разделе.

Контакты Храма в Кузьминках

  • Адрес: 109472, г. Москва, ул. Кузьминская, Д. 7. стр. 1
  • Телефон: +7(495) 377-87-88
  • Электронная почта: vlahernskoe@mail.ru
  • Сайт: www.vlahernskoe.prihod.ru

Как добраться самостоятельно в храм

Добраться до храма удобнее всего от метро Рязанский проспект на автобусе №29 или маршрутном такси №429 в сторону Кузьминского парка до конечной остановки «Парк» или «Церковь».

Расположение Храма в Кузьминках на карте


Саша Митрахович 01.03.2018 11:27

Круглая «башенка» - ризница-кладовая при церкви Влахернской Богоматери

Круглая «башенка» - ризница-кладовая при церкви Влахернской Богоматери

Круглая «башенка» - ризница-кладовая при церкви Влахернской Богоматери была возведена в 1828 году Д. И. Жилярди в процессе перестройки усадьбы.

Возводя круглую в плане «башенку» кладовой, архитектор цитировал самого себя: такое же сооружение аналогичного назначения он совместно с А. Григорьевым в свое время построил для Павловской (Четвертой Градской) больницы.

С архитектурной точки зрения кладовая проста и при этом монументальна: глухие стены наклонены к центру, делая маленькую постройку «коренастой», строгость линий подчеркнута крупным прямоугольным рустом в две трети высоты, цоколь и верхний ярус — гладкие. Такая рустовка, равно как прорезающие верхний ярус полуциркульные окна и сильный вынос деревянного карниза соответствуют стилистике ампира.

Крохотная по сравнению с церковью ризница-кладовая выглядит в целом тяжеловеснее храма — наглядное сравнение классицизма и ампира: первый брал изяществом и гармонией форм, второй — «имперской» массивностью!

Этой ризнице после революции суждено было превратиться... в аквариум.


Саша Митрахович 01.03.2018 12:34
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...