Икона Успения Божией Матери Софийский собор Вологда

С началом советской эпохи Вологодчину вместе со всей страной накрыла волна богоборчества. В это время Софийский собор Вологды, объявленный музеем, явился своего рода спасительным ковчегом для святынь из разорённых монастырей и храмов. Среди прочих икон, уцелевших от уничтожения благодаря своей древности и художественным достоинствам, в Софийский собор из Семигородней Успенской пустыни поступила икона Успения Божией Матери, написанная, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким.
Природный Вологжанин, этот святой — прекрасный иконописец и кузнец — основал в окрестностях родного города несколько монастырей. Везде, где бы ни поселялся он, его находили все новые и новые последователи: слишком очевидно изливался через него свет Христов, так, что не мог сокрыться от людей.
Впоследствии эстафету устроения обителей подхватили ученики преподобного. Они-то и основали в местности, издавна носившей название Семигородней (по семи селам, располагавшимся здесь), небольшую пустынь и принесли в нее икону Успения Пресвятой Богородицы Дионисиева письма. Произошло это в начале XV века.
На протяжении своей истории монастырь дважды, если не считать советского периода, приходил в запустение и вновь отстраивался. К 1917 году он подошел благоустроенным и цветущим, а монастырская икона Успения Божией Матери, прославившаяся чудотворениями, привлекала множество богомольцев. Но XX столетие оказалось безжалостно к обители: сейчас от нее остались лишь руины. В целости сохранился лишь древний образ письма преподобного Дионисия, вовремя спасенный работниками Вологодского музея.