Икона Спас Всемилостивый Софийского собора Вологды

Образ Спаса Всемилостивого имеет еще более тесную «географическую» связь с Софийским собором Вологды. В 1654 году на Вологду обрушилось бедствие, сколь ужасное, столь и обычное в те времена, — мор. Во избавление от смертельной эпидемии горожане за одни сутки (18 октября) возвели деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого. Он сразу получил «дополнительные» имена — «Всеградский» (строил весь город) и «Обыденный» (строительство заняло один день). После постройки церкви, как свидетельствует летописец:
«мор на Вологде престал бысть».
Спустя несколько дней после освящения обыденной Спасской церкви так же «обыденно» некий изограф написал икону Всемилостивого Спаса. По прошествии некоторого времени она явила чудотворные свойства, и списки с нее распространились по многим храмам епархии. В 1654 году список чудотворного образа появился и в Софийском соборе Вологды. На нем у ног Искупителя иконописец изобразил фигуры «припадающих» — почитаемых в северной местности святых. Ими явились: преподобный Димитрий Прилуцкий, ученик и собеседник преподобного Сергия Радонежского, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (первой общежительной обители на Русском Севере), преподобный Корнилий Комельский, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря и устроитель обители в Комельском лесу под Вологдой, один из самых образованных иноков своей эпохи, а также преподобные Зосима и Савватий, первоначальники великого Соловецкого монастыря.
Что касается первообраза, то он сейчас находится в кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды. Менее счастливо сложилась судьба его вместилища — Спасо-Всеградского храма. В начале XVIII века он был построен в камне и на протяжении двух столетий играл важнейшую роль в жизни города: здесь, в частности, принимали присягу все выборные лица, участвовавшие в управлении Вологдой. Ежегодно 18 октября торжественный крестный ход отправлялся из Софийского собора в Спасо-Всеградский.
В 1920-е годы Спасскую церковь объявили безынтересной в историческом и художественном отношении и приговорили к уничтожению. Но здание агонизировало еще долго: сначала под его изуродованной кровлей располагался Дом искусств, затем — кинотеатр им. Горького. Окончательно снесли храм в 1972 году. А ведь за три столетия до того вологжане обязались за себя и своих потомков вечно (!) хранить возведенную всем миром церковь. Документ, подтверждающий это, был найден в архивах Вологодской консистории в 1858 году. Ныне, однако, на месте разрушенного собора стоит лишь крест — слабый вздох потомков о невыполненном обещании.