Интерьер Успенского собора Тулы

Интерьер Успенского собора Тулы

На фото: Рама иконостаса находится сейчас не в лучшем состоянии.

Интерьер Успенского собора Тулы

 Резная деталь иконостаса. Можно заметить перекличку иконостасной резьбы с резьбой фасадной — во всяком случае, рокайльные мотивы присутствуют и тут, и там.

Любовь тульских граждан к своему собору сделала его уникальным памятником монументальной живописи. Его фрески — «лебединая песня умиравшего великого искусства». Насколько нам известно, фресковый ансамбль Успенского собора — последнее по времени крупное произведение ярославской школы иконописи, расцвет которой пришелся на XVII столетие.

Многие из художников, участвовавших в росписи тульского соборного храма, принадлежали к знаменитым династиям ярославских изографов (Шустовы, Иконниковы, Горины, Сопляковы) и, таким образом, постигли секреты мастерства под руководством отцов и дедов.

 Фрески собора частью осыпались, ной в таком виде этот ансамбль производит впечатление. Обратите внимание: в центральном куполе изображено «Отечество» («Троица Новозаветная»). Этот сюжет ярославцы почему-то особенно любили и писали его всегда, несмотря ни на какие преще-ния, связанные с пониманием принципиальной «неизобра-зимости» Бога Отца.

Со всем тем, говорить о принадлежности стенописи Успенского собора к ярославской школе нужно с определенной осторожностью. Как правило, ярославские (и близкие к ним по стилю костромские) росписи покрывают стены храма пестрым ковром, завораживают яркостью и «уплотненностью» деталей, праздничной разнонаправленностью ритмов.

В Успенском соборе строй монументальной живописи совсем иной. Он торжествен, величаво-спокоен, динамическая составляющая выражена в этих фресках гораздо слабее, чем, например, в ярославском храме Илии Пророка (типичный образец творчества соответствующей школы).

С классическими ярославскими и костромскими памятниками тульские фрески роднит внимание к деталям, их бытовая трактовка. Подробности архитектуры, одеяний выписаны тщательно. Это не просветленное любование «тварным миром» («Всякое дыхание да хвалит Господа»), а именно увлечение «мiром сим», одновременно вещным и скоропреходящим, плотным и распадающимся, как ветошь, на глазах. Пленительное обаяние ярославских фресок зиждется именно на этом вглядывании в ускользающие черты земного бытия (почти импрессионизм, и уж во всяком случае —жанр).

 В Туле всегда пользовались сугубым почитанием блаженные. И вот, на откосе оконного проема мы видим св. Василия Блаженного.

С технической точки зрения фрески Успенского собора представляют собой темперно-клеевую живопись. Если «истинную фреску» пишут водными красками по влажной штукатурке, то темперную краску, приготовленную на яйце, пиве или пшеничном отваре, наносят на сухой грунт. Именно эта техника начиная с XVII века приобрела широчайшее распространение.


Саша Митрахович 18.04.2017 20:08
Загрузка...

Читать следующую статью

Успенский собор Тулы как добраться контакты расположение на карте

Читать предыдущую статью

Архитектура Успенского собора Тулы

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча