Архитектура Успенского собора Тулы

Архитектура Успенского собора Тулы

Архитектура Успенского собора в Туле - это массивное здание, гармонирующее с окружающими его стенами Тульского кремля, с трудом воспринимается памятником сравнительно недавней эпохи. Напомним, в 1760-е годы, когда он строился, в Петербурге «заканчивали отделкой» последний памятник барокко — Никольский Морской собор. Нарождался классицизм.

Центральный барабан

Хотя еще идет реставрация, уже сейчас видно, как будет выглядеть центральный световой барабан. Плоскость кладки решили выкрасить в интенсивный цвет, чтобы на этом фоне ярче «заиграли» белые резные детали.

А тут — такое. Форма, приданная тульскому собору безвестным зодчим, отсылает даже не к XVII, а прямо к XVI веку. Архаика, чуть ли не «античность» — таково первое впечатление, создаваемое внушительным приземистым четвериком и мощным пятиглавием.

Но вскоре глаз начинает различать детали, и понимаешь, что зодчий-то был не так прост и в том, что касается отделки, вовсе не столь архаичен. Мы пока даже не говорим о лепном декоре. Вглядитесь. Вот два ряда больших окон, благодаря которым здание производит впечатление двухэтажного. Разве напоминают они узкие окошки XVI века? Скорее уж — дворцовые окна. Опять же — членение фасада, абсолютно не отражающее внутренней структуры храма. Такого быть в прежние эпохи просто не могло. Алтарь вообще имеет странно-изысканную форму, навевающую смутные западноевропейские (голландские? французские?) аллюзии.

Порталы

Весьма изящное оформление имеют входные порталы. По обе стороны от двери расположены «составные» колонки с растительными и геометрическими мотивами. Они венчаются веерообразными капителями. Над самой дверью расположена большая раковина.

И, наконец, барочная лепнина, которая именно и придает тульскому Успенскому собору своеобычность. Она чрезвычайно разнообразна и включает в себя как белокаменные резные элементы, так и детали из фасонного (особой формы) кирпича. Розетки, раковины, колонки — все исполнено несколько тяжеловесного барочного изящества, вполне созвучного эпохе «красных каблуков и величавых париков» (А. С. Грибоедов).

Любопытно, что история, не сохранив для нас имени архитектора Успенского собора, оказалась более милостива к иным участникам его возведения. Известно, например, что «земляное и каменное строение» выполняли «кирпичники Емельян Цыбин и Онисей Васильев Добрынин», а «железные работы» (кресты, главы, кровля) — Осип Васильев Журов. Золотил главы «тульский купец Ларион Сорокин», иконостас делал тоже купец — Василий Кирьяков, а золотил его Даниил Хазарев.


Саша Митрахович 18.04.2017 19:45
Загрузка...

Читать следующую статью

Интерьер Успенского собора Тулы

Читать предыдущую статью

Успенский собор Тула

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча