Никольский Морской собор Санкт-Петербург

Никольский Морской собор Санкт-Петербург

Морской собор в Петербурге, строился в 1752—1762 годах, в последние годы царствования императрицы Елизаветы Петровны, и по стилю всецело принадлежит елизаветинскому барокко. Никольский собор строили для служителей Военно-морского ведомства, храм должен был стать обычной — разве что богаче прочих украшенной — приходской церковью. Но императрица Екатерина II постановила именовать его Морским собором, тем самым утвердив его высокий статус — главного Морского собора Российской империи.


Местность, над которой доминирует ныне Никольский Морской собор в Петербурге, издавна была заселена служителями Военно-морского ведомства. Окормлялись они в деревянном храме, освященном во имя Святого Николая Чудотворца, всегда сугубо почитаемого моряками.

В 1752 году, при императрице Елизавете Петровне, решено было построить здесь новый каменный храм —

«в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».

Проект будущей церкви составил Савва Иванович Чевакинский.

Однако тем же летом к постройке приступить не удалось за недостатком материалов, а осенью случилось сильное наводнение. Вода залила, в частности, и площадь, предназначенную для строительства храма. И Адмиралтейств-коллегия обеспокоилась участью будущего здания:

«Означенную церковь, для спасения впредь от подобных вод и чтобы в нижнем аппартаменте пола водою не поднимало, и вода в церковь не входила, поднять выше на три аршина сверх положенной на чертеже меры».

Архитектор согласился с доводами коллегии, но предложил также увеличить и ширину храма. Коллегия его предложение приняла:

«Понеже по регулам архитектурии всякое публичное и знатное здание требует пропорции и красоты, то необходимо, чтобы сравнительно с прибавкою высоты прибавить и широты, дабы церковь не могла выказывать себя особенно высокою».

Именно в таком — несколько увеличенном — виде план Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга собора был принят к исполнению и в скором времени появился новый православный храм Санкт-Петербурга с совершенно новым типом для России - Морской храм.


Саша Митрахович 30.03.2017 09:08

Морской собор Петербурга строительство храма

Морской собор Петербурга строительство храма

На фото: Николо-Богоявленский собор на раскрашенной литографии Ф.В. Перро. 1841 Строительные работы по возведению Морского собора Петербурга начались в конце весны — начале лета 1753 года. К 11 июня уже забили 471 сваю под фундамент, а к 7 июля — еще 790. Пора было совершать «официальную закладку» храма, для чего Морское ведомство решило призвать архиепископа Санкт-Петер . . .


Саша Митрахович 30.03.2017 09:14

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

История Морского собора Петербурга

История Морского собора Петербурга

Значение Никольского Морского собора в истории и жизни Санкт-Петербурга всегда было велико. Храм, где отмечались победы русского флота, где молились о погибших моряках, являлся одновременно приходским для большого числа окрестных жителей. Но еще более важную роль он играл в советские десятилетия, сделавшись после закрытия большинства ленинградских церквей кафедральным собором.


Саша Митрахович 30.03.2017 10:15

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Архитектура Никольского Морского собора Санкт-Петербурга

Архитектура Никольского Морского собора Санкт-Петербурга

Никольский Морской собор Санкт-Петербурга — удивительный памятник елизаветинского барокко. В любви к нему расписались многие историки искусства, художники и архитекторы. Так, Александр Николаевич Бенуа, с младенчества видевший Никольский собор из окна своего дома, вспоминал:

«Надо всем господствовала сверкающая золотыми куполами Никольская церковь. Она была одним из самых роскошных и самых внушительных среди петербургских храмов... В многоугольном плане его (собора. — Прим, ред.) стен, в кудрявых капителях, в бесчисленных херувимах, которые барахтаются в пухлых облаках над окнами и дверями, в узорчатых, частью позолоченных балконах, в лепном сиянии, окружающем среднее овальное окно, — выражено нечто радостное, все приглашает не столько к посту и покаянию, сколько к хвале Господа, к празднованию Его великих благодеяний. Я не уставал все эти подробности разглядывать, и, вероятно, от этого „интимного“ знакомства с чудесным произведением XVIII в. родилось мое восторженное отношение к искусству барокко».

Но, как мы выше уже уточняли, барокко Никольского собора — особое, елизаветинское. И это существенно.

Архитектурно Морской собор призван был высочайшим повелением ориентироваться на Успенский собор Астраханского кремля. Конечно, ориентация эта не означала копирования и касалась в основном лишь пятиглавия. Именно в нем, как мыслилось тогда, заключалась квинтэссенция русско-византийской храмоздательной традиции. Набожная императрица Елизавета Петровна всячески поддерживала распространение этой традиции, угасшей было при ее венценосном отце.

Известно, что она настаивала на пятиглавии и для Спасо-Преображенского собора, который строил П.А.Трезини (на его месте находится сейчас одноименный собор, возведенный уже в XIX веке по проекту В. П. Стасова), и для Князь-Владимирского собора (достроенного уже после ее смерти). Такое же указание она дала и Ф. Б. Растрелли, автору собора Смольного монастыря:

«Строить о пяти главах по древнему российскому обычаю»

писала государыня, опираясь в своих эстетических воззрениях главным образом на памятники нарышкинского барокко, импонировавшего ей, помимо прочего, еще и тем, что в его «культивировании» сыграли роль ее не столь давние предки.

Вот в этом-то пятиглавии, перешагнувшем из конца XVII столетия в середину XVIII века, во внимании к «доимперской» традиции и заключается основное отличие елизаветинского барокко от предшествовавшего ему петровского, в сущности своей гораздо более космополитичного.


Саша Митрахович 30.03.2017 10:53

Интерьер Морского собора Петербурга

Интерьер Морского собора Петербурга

Интерьер Морского собора Петербурга с момента своего освящения изменился очень мало. Разве что лестницы, идущие из нижнего храма в верхней и ранее бывшие деревянными, теперь каменные. Впрочем, и это изменение воспоследовало уже более ста пятидесяти лет назад.

Особым богатством отличается убранство верхнего, Богоявленского, храма. Иконы для его иконостаса писал Федот Лукич Колокольников и в них ясно прослеживается «державная» тема. В правой части местного ряда иконостаса мы видим образ апостола Петра, в левой — иконы святой Елисаветы, святого Ианнуария (небесный покровитель, по дню рождения, наследника престола Петра Федоровича), святой Екатерины, а также святителей Климента Римского и Петра Александрийского (в день их памяти Елизавета Петровна взошла на престол). Символы государственности — герб Российской империи и вензель Елизаветы I — помещены и в парусах центрального барабана.

Сама рама иконостаса, выполненная артелью И.Ф. Канаева,прекрасно соответствует пышному экстерьеру собора. Здесь также присутствуют колонны с коринфскими капителями. Они увиты гирляндами растений и смотрятся очень нарядно.

В центре храма, у северного столпа, устроена кафедра, с которой прежде зачитывали торжественные «коммюнике» о победах русского флота. У южного столпа — царское место, обитое малиновым бархатом и украшенное золоченой резьбой.

Нижний храм (во имя святителя Николая Мирликийского) своей сумрачностью более располагает к сосредоточению, нежели к ликованию. Человек, заходя в него с улицы, как бы попадает в пространство, совершенно отрешенное от внешнего мира. Глаза постепенно привыкают к полутьме и начинают «выхватывать» из нее тускло поблескивающую резьбу иконостаса и киотов,
лики святых, мерцание лампадных огоньков.

Иконы для иконостаса нижнего храма писал Мина Колокольников, по сюжетам они несколько проще икон, писанных его братом для верхнего храма.

В советское время Никольский храм, несмотря на полную «богослужебную загрузку», находился в запустелом состоянии: даже пол в нем был частью выломан. Уполномоченные по делам религии зорко следили за тем, чтобы «попы не очень-то благоустраивались».

В последние годы в соборе провели ремонт, и теперь он встречает богомольцев во всей красе. Архидиакон Патриархов Московских и всея Руси Алексия II и Кирилла Андрей Мазур, в 1960-е годы служивший диаконом в Никольском кафедральном соборе,сказал, увидев храм своей молодости после реставрации:

«Мне кажется, собор даже изначально, до революции, таким красивым не был».


Саша Митрахович 30.03.2017 11:01

Морской собор Петербурга богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте

Морской собор Петербурга богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте

Никольский собор - прекрасный памятник барокко, сохранивший интерьеры елизаветинско-екатерининской эпохи, он тем не менее не почивает на лаврах собственной художественно-исторической значимости, а стремится как можно больше потрудиться для Бога и людей.

Режим работы Николо-Богоявленского Морского собора Санкт-Петербурга:

Собор открыт ежедневно, с 6:30 до 22:00.

Богослужения в соборе:

  • утреннее богослужение начинается в 7:00
  • вечернее богослужение — в 18:00.

Литургии в Никольском Храме:

  • ранняя — в 7:00
  • поздняя — в 10:00

Исповеди и службы:

В 6:40 и в 9:30 — исповедь. Акафисты (в 18:00) служатся: по воскресным дням — Иисусу Сладчайшему и Божией Матери попеременно, по средам — свт. Николаю, по четвергам (кроме дней предпразднеств и попразднеств) — свт. Феодосию Черниговскому и свт. Димитрию Ростовскому попеременно. Каждый день (кроме особых случаев) в 14:00 и в 16:00 совершается Таинство крещения.

Контакты Никольского храма:

  • Адрес: 190068, Россия, Санкт-Петербург, Никольская пл., д. 1/3
  • Телефон: +7 (812) 714-08-62 (свечной ящик)
  • Официальный сайт: www.nikolskiysobor.ru

Как добраться самостоятельно к Морскому собору в Петербурге:

Ближайшая к Николо-Богоявленскому собору станция метрополитена —«Садовая». Выйдя из нее, нужно идти по Садовой улице до Новоникольского моста. А можно свернуть с Садовой на проспект Римского-Корсакова и подойти к Никольскому собору со стороны Харламова моста.

Расположение Морского собора на карте Петербурга:


Саша Митрахович 30.03.2017 11:13
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча