Интерьер Морского собора Петербурга
Интерьер Морского собора Петербурга с момента своего освящения изменился очень мало. Разве что лестницы, идущие из нижнего храма в верхней и ранее бывшие деревянными, теперь каменные. Впрочем, и это изменение воспоследовало уже более ста пятидесяти лет назад.
Особым богатством отличается убранство верхнего, Богоявленского, храма. Иконы для его иконостаса писал Федот Лукич Колокольников и в них ясно прослеживается «державная» тема. В правой части местного ряда иконостаса мы видим образ апостола Петра, в левой — иконы святой Елисаветы, святого Ианнуария (небесный покровитель, по дню рождения, наследника престола Петра Федоровича), святой Екатерины, а также святителей Климента Римского и Петра Александрийского (в день их памяти Елизавета Петровна взошла на престол). Символы государственности — герб Российской империи и вензель Елизаветы I — помещены и в парусах центрального барабана.
Сама рама иконостаса, выполненная артелью И.Ф. Канаева,прекрасно соответствует пышному экстерьеру собора. Здесь также присутствуют колонны с коринфскими капителями. Они увиты гирляндами растений и смотрятся очень нарядно.
В центре храма, у северного столпа, устроена кафедра, с которой прежде зачитывали торжественные «коммюнике» о победах русского флота. У южного столпа — царское место, обитое малиновым бархатом и украшенное золоченой резьбой.
Нижний храм (во имя святителя Николая Мирликийского) своей сумрачностью более располагает к сосредоточению, нежели к ликованию. Человек, заходя в него с улицы, как бы попадает в пространство, совершенно отрешенное от внешнего мира. Глаза постепенно привыкают к полутьме и начинают «выхватывать» из нее тускло поблескивающую резьбу иконостаса и киотов,
лики святых, мерцание лампадных огоньков.
Иконы для иконостаса нижнего храма писал Мина Колокольников, по сюжетам они несколько проще икон, писанных его братом для верхнего храма.
В советское время Никольский храм, несмотря на полную «богослужебную загрузку», находился в запустелом состоянии: даже пол в нем был частью выломан. Уполномоченные по делам религии зорко следили за тем, чтобы «попы не очень-то благоустраивались».
В последние годы в соборе провели ремонт, и теперь он встречает богомольцев во всей красе. Архидиакон Патриархов Московских и всея Руси Алексия II и Кирилла Андрей Мазур, в 1960-е годы служивший диаконом в Никольском кафедральном соборе,сказал, увидев храм своей молодости после реставрации:
«Мне кажется, собор даже изначально, до революции, таким красивым не был».