Интерьер Вознесенского собора Ельца

Торжественный интерьер Вознесенского собора настраивает на ответственное и серьезное предстояние перед Богом. Поначалу интерьер собора может поразить, даже несколько подавить, но это быстро проходит. Постепенному «вхождению» в красоту елецкого соборного храма помогает и то, что человек, пришедший в этот храм, попадает в главное помещение через уютную трапезную с ее низкими сводами, радостным тоном росписей и привычными иконостасами приделов.
В Вознесенском соборе восемь приделов — соответственно его огромным размерам и статусу главного храма епархии. В трапезной — два придела: левый освящен во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, правый — во имя святителя Николая Чудотворца. В главном храме — три придела: центральный — Вознесенский, левый — Александро-Невский, правый — Казанский.
В храме цокольного этажа — тоже три придела, они имеют «местные» посвящения: центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери; левый — во имя святителя Митрофана Воронежского; правый — во имя святителя Тихона Задонского.
В нижнем храме богослужения совершаются крайне редко; основная богослужебная и молитвенная жизнь сосредоточена наверху, причем будничная ее часть — в трапезной, где собраны почитаемые иконы, работает церковная лавка и где всегда многолюдно. Здесь и росписи как бы попроще; вообще, трапезная оставалась нерасписанной довольно долго; оформляли ее в пору возрождения Вознесенского собора — в 1956—1957 годах.

Главный храм, конечно, является домом молитвы, но и в некотором роде художественным музеем тоже. Эта роль определяется хотя бы тем, что его украшением на последнем этапе строительства собора руководил выдающийся архитектор Александр Каминский, лично спроектировавший иконостас с великолепной сенью перед царскими вратами, а росписи выполняли прекрасные художники Алексей Корзухин и Клавдий Лебедев. Всего здесь насчитывается более 220 стенных росписей.