«Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни»

Величайшую святыню небольшой церкви из села Городище под Коломной «Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни» специалисты-искусствоведы связывают с творчеством великого русского мастера-иконописца. Качество работы и неповторимая стилистика позволяют им отнести икону к произведениям Феофана Грека либо художников его ближнего круга.
Этот уникальный образ в русской иконографии XIV столетия был спасен в пору закрытия Иоанно-Предтеченского храма и привезен в Государственную Третьяковскую галерею в 1935 году. Ее сотрудники были удивлены: как могла очутиться в скромном подмосковном сельском храме столь неординарная работа знаменитого художника, который расписывал интерьеры храмов Московского Кремля и палаты великих князей?
Храмовый образ пророка
Загадка главной иконы городищенского храма может таиться в самой истории его возникновения, хотя общепринятые ныне даты постройки этой церкви во многом условны. Историки полагают, что она уже стояла в Городище к моменту, когда Феофан Грек прибыл в Москву на исходе XIV столетия, по всей видимости, из Нижнего Новгорода. Это, предположительно, период 1390-1405 годов. При этом ряд тогдашних икон, авторство которых связывают с Греком, был написан не только в Первопрестольной, но и в городах Подмосковья, таких как Коломна и Переславль-Залесский.
Можно с уверенностью утверждать, что икона Иоанна Предтечи из посвященного ему храма в Городище была создана в художественной мастерской, где преобладала иконописная стилистика Феофана Грека. Примечательно, что образ «Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни» является примером иконографии, ранее вообще неизвестной русским художникам, поскольку это - самое первое изображение святого Иоанна Крестителя из когда-либо появлявшихся на Руси!
Оно и сегодня впечатляет и внушает благоговение. Фигура великого пророка написана в канонах поздне-византийской иконографии, она монументальна и исполнена огромной внутренней силы. Это человек, за спиной которого простираются ангельские крылья, однако облаченный в звериную шкуру. Возможно, столь примитивная одежда святого отражает идеи духовной чистоты и аскетизма, которые проповедовал преподобный Сергий Радонежский.
Специалисты предполагают наиболее реальным временем написания иконы из Городища последнее десятилетие XIV века, когда творческая манера Грека приобрела наибольшую популярность в Москве, превратившись в канон и яркий образец для подражания. Русские иконописцы с удовольствием копировали стиль и манеру письма Феофана, однако ни одна из копий так и не превзошла оригиналы.
В Иоанно-Предтеченском храме Городища ныне также представлен список с этой древней иконы.