Иосиф — Патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Иосиф был последним Первосвятителем единой Русской Церкви. Сменивший его Никон затеял назревшие церковные реформы, которые привели к трагическому расколу.
Жизнь Патриарха Иосифа до его избрания Первосвятителем Русской Церкви практически не известна. Мы знаем место его рождения — Владимир, но не знаем, в каком году он появился на свет. В ряде источников сообщается, что старший брат будущего Патриарха был во Владимире соборным протоиереем. Далее, как правило, указывается, что в 1639 году архимандрита Иосифа назначили настоятелем Симонова монастыря. Следующий факт — его избрание по жребию в 1642 году Патриархом Московским и всея Руси. И — множество подробностей, касающихся десятилетнего патриаршества: тут хватает и архивных документов, и свидетельств современников, и необходимых текстов.
Вообще-то, все это весьма странно. Ведь не могли поставить во главе одной из самых знаменитых русских обителей, каковой являлся в XVII столетии основанный учеником и племянником преподобного Сергия Радонежского еще при жизни «игумена земли Русской» Симонов монастырь, человека «незаслуженного», а значит, в активе отца Иосифа к тому времени уже насчитывалось немало славных деяний. То же касается и избрания на первосвятительскую кафедру. Список из шести кандидатов в Патриархи составлял сам царь Михаил Федорович, и в него вошли самые, с точки зрения самодержца, лучшие и достойные.
Как бы то ни было, 27 марта 1642 года состоялось патриаршее посвящение архимандрита Иосифа. Его десятилетнее патриаршество запомнилось многими важными событиями. Хронологически это выглядело так.
Заняв патриаршую кафедру, первым делом патриарх Иосиф обратился к пастве с обширным поучением, состоявшим из трех частей, каждая из которых адресовалась разным слоям тогдашнего общества. В первые годы Патриарх вел активную полемику с лютеранами, связанную с планами (России требовались союзники в ее борьбе со Швецией) выдать царевну Ирину Михайловну замуж за датского принца. Споры отличались жесткостью и даже сопровождались репрессиями, обрушившимися на московских протестантов, — брак так и не состоялся, причем во многом благодаря стараниям именно Патриарха Иосифа.
Начиная с середины 1640-х годов Патриарх озаботился укреплением благочестия среди православного люда, особенно же — среди монахов и священников. Появились указы против пьянства, чародейства, скоморошества, азартных игр; специальными документами запрещались продажа табака и работа в субботу вечером и в воскресенье, вне закона была поставлена матерная брань.
Немало занимался Патриарх проблемами внутренней церковной жизни. При нем подробно, с привлечением греческих экспертов, обсуждался вопрос «многогласия» (практикуемого из удобства одновременного чтения или пения за богослужением нескольких текстов) и «единогласия» — с отданием предпочтения последнему; кроме того, Патриарх говорил о необходимом обучении священников и даже выписал ученых мужей из Киева, однако тогда завести на Руси школы не удалось.
Впрочем, выписанные ученые мужи понадобились для сверки богослужебных и богословских текстов, которые в пору патриаршества Иосифа издавались в немалом количестве — вообще, печатание книг многие исследователи называют главным делом Патриарха. И если поначалу некритично воспроизводились славянские списки (эти издания впоследствии были в большом ходу у старообрядцев), то уже на рубеже 1640—1650-х годов появилась тенденция сверять их по греческим образцам и были проведены, с участием греков, первые «прения о вере» — тем самым оказался заложен фундамент под программу реформ Патриарха Никона.
К последнему, с 1649 года митрополиту Новгородскому, Патриарх Иосиф ревновал взошедшего на трон в 1645 году царя Алексея Михайловича и говорил приближенным, что «скинуть меня хотят», однако самодержец, узнавший об этих подозрениях уже после смерти Иосифа, подобные намерения категорически отрицал.
По кончине Патриарха, последовавшей в 1652 году, в его келейной казне обнаружили огромную сумму почти в 14 тысяч рублей, что дало повод обвинять почившего Первоиерарха в стяжательстве. Вряд ли эти обвинения можно считать обоснованными — просто Патриарх Иосиф был великим благотворителем, а на благотворительность всегда нужны деньги.