История храма Иоанна Воина на Якиманке

На фото: Храм Иоанна Воина в Москве в 1961 году.
«Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны и революции — не без потерь, но почти не останавливая богослужебную жизнь, а в XX веке стал хранителем святынь и ценностей множества других московских храмов, закрытых советскими властями.
История храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве протекала спокойно и размеренно. Разнообразие вносили разве лишь периодические ремонты и переустройства церкви. Менялись росписи храма, иконостас, храм обрастал пристройками. Первый катаклизм в спокойную жизнь церкви внесла Отечественная война 1812 года.
Отечественная война 1812 года
В 1812 году война пришла прямо под стены церкви Иоанна Воина на Якиманке. Французы, разграбившие всю Москву, осквернили и этот храм. Хуже того, после неприятеля здесь похозяйничали и местные нечестивые мародеры.
К счастью, разграбленный храм промыслом Божьим уцелел в великом московском пожаре. Полыхавший повсюду огонь не коснулся его: вся противоположная сторона улицы выгорела, но пламя остановилось прямо у церковной ограды, пощадив храм и вместе с ним не тронув и соседние здания.
Конец 1812-го и начало 1813 года стали единственным долгим периодом за всю историю храма (включая XX век!), когда в нем не совершались богослужения. После разграбления и осквернения церковь быстро оправилась. Щедрые жертвователи постепенно возместили утраченную утварь и убранство храма, и через некоторое, хоть и не очень короткое, время он стал не менее великолепен, чем раньше.
Храм и новая власть
XX век даже для внешне благополучно переживших его храмов все же был страшным временем. Не стал исключением и храм Иоанна Воина.
Однако храм не закрыли. Он стал не только единственной действующей церковью на большой окрестной территории, куда стекались не
боявшиеся исповедовать свою веру прихожане разных замоскворецких храмов, но и своеобразным хранилищем святынь из храмов, которые закрывали один за другим.
Вместе со святынями церковь обрела и новый иконостас: сюда перенесли иконостас 1708 года из церкви Трех Святителей у Красных Ворот, которую сломали для расширения Садового кольца. Так в храме появился иконостас-ровесник. Вместе с вещами и святынями из других приходов приходили и люди.
В 1930 году настоятелем церкви стал бывший настоятель древнего храма Марона Пустынника Александр Воскресенский, переживший вместе с ней и сталинские репрессии и Великую Отечественную войну.