Архитектура храма Иоанна Воина в Москве

Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке — Петровское барокко. Это переходный стиль, ставший из-за этого лишь эпизодом, царь хотел прорубить «окно в Европу» по всем направлениям.
В России Петровское барокко не стало популярным, оставшись лишь в единичных памятниках, в основном связанных с большими его поклонниками князьями Голицыными. Самый известный тому пример — знаменитая Знаменская церковь в подмосковных Дубровицах. Храмы же петровской и елизаветинской вариаций стиля с первого взгляда определяются как русские. Русский облик характерен и для церкви Иоанна Воина.
В основе храма — четырехугольный объем, увенчанный восьмериковой купольной кровлей с мансардными окнами по сторонам света, и далее — двумя последовательно уменьшающимися восьмериковыми световыми барабанами и изящной, почти круглой главкой.
Четверик в основании совсем не выглядит массивным благодаря декору, повышенным средним пряслам с арочным завершением и пинаклям на углах. Далее вверх «нарядность» лишь увеличивается благодаря по-барочному роскошно оформленным мансардным окнам, необычно яркой раскраске скатов крыши и почти игрушечной балюстраде, идущей по верху кровли. Как сам храм является промежуточным между нарышкинским и елизаветинским барокко, так и этот ярус между четвериком и восьмериком, вовсе отсутствующий в более традиционных храмах эпохи, становится в композиции церкви смысловым центром, именно на него обращает наибольшее внимание зритель.
Западная часть четверика продолжается одноэтажной трапезной, соединяющей храм с гораздо более традиционной, но гармонично смотрящейся восьмериковой колокольней. Нечастый случай — колокольня увенчана даже более массивной и заметной главкой, чем сама церковь, притом что она ниже и из-за расположения улиц стоит как бы в глубине.