Храм Иоанна Воина на Якиманке Москва

Содержание:
Храм Иоанна Воина в Москве — выдающийся памятник петровского барокко, он появился как бы «спонтанно», благодаря личному распоряжению царя, просто бросившего взгляд на эту местность.
Интересные факты
В храме хранятся частицы мощей более 150 святых. К моменту наполеоновского нашествия на храмовой колокольне было 7 колоколов, самый большой из которых весил 130 пудов.
Во второй половине XIX века колоколов было уже вдвое больше, а благовестный колокол весил аж 303 пуда. К сожалению, все эти колокола утрачены.
Первый храм Иоанна Воина на Якиманке упоминается уже в 1625 году, стоял он гораздо ближе к реке, в глубине улицы, а также дальше к югу — примерно на месте нынешнего Центрального дома художника. Храм служил приходской церковью стрелецкой слободы, устроенной здесь еще при Иване Грозном.
Постоянные губительные разливы Москвы-реки побудили стрельцов перестроить храм в камне, что и было сделано в 1671 году. Однако и это не помогло — сначала храм оказался в запустении после высылки стрельцов из Москвы вследствие Стрелецкого бунта, а в начале XVIII века оказался затоплен при наводнении 1709 года.
По легенде, во время того самого наводнения, проезжая по берегу, Петр I видел, как прихожане подплывают на лодке к церкви Иоанна Воина, стоящей прямо в воде. Царь пожелал перенести храм на возвышение у самой Большой улицы и выписал на постройку церкви сумму в 300 рублей. На эти деньги можно было построить не просто каменную церковь, а настоящий шедевр в новейшем вкусе, что в итоге и произошло.
12 июня 1717 года освятили новый храм во имя св. мученика Иоанна Воина на Якиманке, который теперь стоял не в глубине у реки, а близ линии улицы.
История храма Иоанна Воина на Якиманке

На фото: Храм Иоанна Воина в Москве в 1961 году.
«Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны и революции — не без потерь, но почти не останавливая богослужебную жизнь, а в XX веке стал хранителем святынь и ценностей множества других московских храмов, закрытых советскими властями.
История храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве протекала спокойно и размеренно. Разнообразие вносили разве лишь периодические ремонты и переустройства церкви. Менялись росписи храма, иконостас, храм обрастал пристройками. Первый катаклизм в спокойную жизнь церкви внесла Отечественная война 1812 года.
Отечественная война 1812 года
В 1812 году война пришла прямо под стены церкви Иоанна Воина на Якиманке. Французы, разграбившие всю Москву, осквернили и этот храм. Хуже того, после неприятеля здесь похозяйничали и местные нечестивые мародеры.
К счастью, разграбленный храм промыслом Божьим уцелел в великом московском пожаре. Полыхавший повсюду огонь не коснулся его: вся противоположная сторона улицы выгорела, но пламя остановилось прямо у церковной ограды, пощадив храм и вместе с ним не тронув и соседние здания.
Конец 1812-го и начало 1813 года стали единственным долгим периодом за всю историю храма (включая XX век!), когда в нем не совершались богослужения. После разграбления и осквернения церковь быстро оправилась. Щедрые жертвователи постепенно возместили утраченную утварь и убранство храма, и через некоторое, хоть и не очень короткое, время он стал не менее великолепен, чем раньше.
Храм и новая власть
XX век даже для внешне благополучно переживших его храмов все же был страшным временем. Не стал исключением и храм Иоанна Воина.
Однако храм не закрыли. Он стал не только единственной действующей церковью на большой окрестной территории, куда стекались не
боявшиеся исповедовать свою веру прихожане разных замоскворецких храмов, но и своеобразным хранилищем святынь из храмов, которые закрывали один за другим.
Вместе со святынями церковь обрела и новый иконостас: сюда перенесли иконостас 1708 года из церкви Трех Святителей у Красных Ворот, которую сломали для расширения Садового кольца. Так в храме появился иконостас-ровесник. Вместе с вещами и святынями из других приходов приходили и люди.
В 1930 году настоятелем церкви стал бывший настоятель древнего храма Марона Пустынника Александр Воскресенский, переживший вместе с ней и сталинские репрессии и Великую Отечественную войну.
Архитектура храма Иоанна Воина в Москве

Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке — Петровское барокко. Это переходный стиль, ставший из-за этого лишь эпизодом, царь хотел прорубить «окно в Европу» по всем направлениям.
В России Петровское барокко не стало популярным, оставшись лишь в единичных памятниках, в основном связанных с большими его поклонниками князьями Голицыными. Самый известный тому пример — знаменитая Знаменская церковь в подмосковных Дубровицах. Храмы же петровской и елизаветинской вариаций стиля с первого взгляда определяются как русские. Русский облик характерен и для церкви Иоанна Воина.
В основе храма — четырехугольный объем, увенчанный восьмериковой купольной кровлей с мансардными окнами по сторонам света, и далее — двумя последовательно уменьшающимися восьмериковыми световыми барабанами и изящной, почти круглой главкой.
Четверик в основании совсем не выглядит массивным благодаря декору, повышенным средним пряслам с арочным завершением и пинаклям на углах. Далее вверх «нарядность» лишь увеличивается благодаря по-барочному роскошно оформленным мансардным окнам, необычно яркой раскраске скатов крыши и почти игрушечной балюстраде, идущей по верху кровли. Как сам храм является промежуточным между нарышкинским и елизаветинским барокко, так и этот ярус между четвериком и восьмериком, вовсе отсутствующий в более традиционных храмах эпохи, становится в композиции церкви смысловым центром, именно на него обращает наибольшее внимание зритель.
Западная часть четверика продолжается одноэтажной трапезной, соединяющей храм с гораздо более традиционной, но гармонично смотрящейся восьмериковой колокольней. Нечастый случай — колокольня увенчана даже более массивной и заметной главкой, чем сама церковь, притом что она ниже и из-за расположения улиц стоит как бы в глубине.
Внутри Храма Иоанна Воина на Якиманке

Храмы, не закрывавшиеся при советской власти, отличаются особым великолепием и благородством внутреннего убранства. Это относится и к храму Иоанна Воина, причем местная старина не давит, не создает ощущения «музейности».
Вход в храм расположен с северной стороны в основании колокольни. Еще до порога в трапезную посетителя встречает икона святого мученика Иоанна Воина, как бы напоминающая, кому посвящен храм. Большая икона святого есть и внутри, но обилие крупных темных старинных икон различных святых, действительно, может сбить столку.
Внутренняя структура храма характерна для церквей подобной планировки: широкий притвор в дальней части трапезной завершается двумя боковыми приделами, из которых южный, во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, был освящен еще до центрального алтаря, а северный, во имя святителя Димитрия Ростовского, напротив, был пристроен позже. Между ними узкий проход с иконами (среди них — икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей) ведет в основную, самую просторную и наиболее роскошно оформленную часть храма.
Интерьер трапезной, не знавший обычных для советского времени переделок, отличается великолепием: лепнина, орнаментальные и сюжетные росписи, позолота, рельефные головы ангелов и другие фигуры. Однако главный храм выигрывает за счет простора, света, льющегося из высоких окон, и прекрасного резного иконостаса.
Иконостас сужается кверху, из-за этого в верхних его рядах уже не так много икон, но их нехватку, по крайней мере с визуальной точки зрения, компенсирует тонкий декор. Как и снаружи, изнутри основной четверик храма производит впечатление ротонды, благодаря косым скатам крыши и уходящему ввысь восьмиугольному завершению.
Нынешние росписи и вообще внутреннее убранство храма относятся в основном к середине XIX века, когда они были полностью обновлены; более ранние росписи не сохранились, однако с тех пор внутренний вид можно считать в целом сохранившимся.
К достопримечательности внутреннего убранства относятся деревянные скульптуры Распятия и Сидящего Христа XVIII века, а также старинное архиерейское кресло на горнем месте, которое, по неподтвержденным данным, было изначально коронационным троном императора Павла I.
В настоящее время в храме существует четвертый, переносной престол, освященный во имя великомученицы Варвары.
Храм Иоанна Воина Москва график работы богослужения контакты как добраться расположение на карте

График работы:
Храм открыт ежедневно,
Расписание богослужений
Богослужения в храме: утреня и литургия совершается в 8:00, вечерня — в 17:00. По воскресеньям и Двунадесятым праздникам служатся две литургии, в 7:00 и в 10:00, накануне в 17:00 — всенощное бдение.
Приход храма занимается организованной благотворительной деятельностью.
Контакты
- Адрес: 119049, Россия, Москва, ул. Большая Якиманка, д. 46
- Телефон: +7 (499) 238-20-56
- Сайт: www.hram-ioanna-voina.ru
Как добраться самостоятельно к церкви Иоанна Воина в Москве
Храм расположен в непосредственной близости от станции метро «Октябрьская». От выхода со станции Калужско-Рижской линии необходимо перейти по подземному переходу улицу Большая Якиманка и двигаться в сторону центра, от станции Кольцевой линии — перейти Садовое кольцо и идти дальше в том же направлении.