История собора Петра и Павла в Петергофе

Более четверти века простоял собор Петра и Павла в своем первозданном виде. Сразу после Октябрьской революции, он не был закрыт и продолжал радовать прихожан богослужениями под прекрасное пение хора - благодаря продуманной системе акустики песнопения звучали особенно красиво.
Другим памятникам Петергофа повезло меньше - уже в 1918 году на территории бывшего дворцового парка стали открываться дома отдыха и санатории. Под эти нужды отлично подходили здания, где раньше проживали придворные и прислуга, а дворцы превратились в музеи, по которым ходила рабоче-крестьянская публика. В парках появились детские площадки и летние эстрады. Дворцовый комплекс постепенно утрачивал свой прежний облик, но храм около Ольгина пруда оставался действующим до середины 1930-х годов.
В конце 1937 года областная комиссия по вопросам культа вынесла решение о сносе собора Петра и Павла в Петергофе. Взорвать собор не успели: в феврале 1938 года было принято решение о переоборудовании храма под клуб. Как всегда, с переоборудованием тоже не спешили, и долгое время храм использовался как склад, не только до войны, но и несколько десятилетий после, что, возможно, спасло его от более тяжких повреждений.
Меньше чем через три месяца после начала Великой Отечественной войны немецкая армия заняла Петергоф. Кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось.
В ходе военных событий собор Петра и Павла значительно пострадал из-за своей высоты. На колокольне храма - самой высокой точке в округе - устроился немецкий корректировщик артиллерийского огня. Разве мог представить полвека назад архитектор Султанов, что прекрасный вид, открывающийся с высоты собора, повлечет за собой столь разрушительные - в прямом смысле слова - последствия! Он-то думал о знаменитом Исаакиевском соборе, по примеру которого построил смотровую площадку вокруг самой высокой главы храма Петра и Павла. С нее открывался вид на Петербург и на Кронштадт, на Петергоф и его окрестности, на корабли в заливе... Стремясь ликвидировать немецкого корректировщика, расположившегося в столь удобной точке, советские войска вновь и вновь целились в ни в чем не повинный собор - в результате вся его северная часть была разрушена.

Окончание войны Петергоф встретил в самом плачевном виде. Дворцы были разрушены или сожжены, сохранившиеся стены изрешечены пулями. Садовые аллеи перекопаны и изуродованы заграждениями из колючей проволоки, многие деревья вырублены, пруды замусорены. Фонтаны, гордость Петергофа, разграблены, часть золотых фигур увезена в Германию.
Восстановление Петергофа стало не меньшим подвигом, чем его защита. Уже в январе 1944 года, едва было снято кольцо блокады, начались работы по разминированию и очищению парка, а музейные сотрудники, в течение всей блокады бережно хранившие некоторые петергофские экспонаты в Исаакиевском соборе, стали готовить их к возвращению в родные места.
Больше всего работы предстояло, конечно, реставраторам, но они бы не справились без поддержки простых людей. Летом в Петергоф начали приезжать ленинградцы - те, кто выжил после блокады. Ослабленные, больные, едва держащиеся на ногах люди, забыв о себе, разгребали завалы, очищали пруды и фонтаны, высаживали новые деревья. Лишь беззаветная любовь к своему городу, к его культуре могла дать сил на такой труд.
Но, увы, - Петропавловский собор так и остался стоять в полуразрушенном виде. Возможно потому, что для его восстановления требовались усилия не только простых людей, но и ученых-реставраторов, и историков архитектуры, которых очень не хватало в послевоенное время. Храм Петра и Павла несколько десятилетий простоял полуразрушенным, продолжая использоваться как склад.
Олимпиада и перестройка
Только в 1974 году по инициативе Общества охраны памятников собор был признан памятником истории и архитектуры и взят под охрану государства. Тогда же началось постепенное обновление храма. Свою роль сыграло приближение Олимпиады-80 - в преддверии множества иностранных гостей надо было навести внешний лоск, показать сохранность архитектурных памятников, продемонстрировать заботу о них. Согласно этой концепции, собор был отреставрирован только снаружи — восстановлены и позолочены все пять куполов, на них с помощью вертолетов водружены кресты. Интерьер же храма остался нетронутым реставраторами -они ждали решения властей о том, чем станет теперь бывший главный собор Петергофа - музеем или концертным залом.
И в третий раз за вековую историю промедление властей принесло пользу храму: пока решался (или, скорее, лежал под сукном) этот вопрос, наступила эпоха перестройки. В 1989 году, ободренные торжественным празднованием 1000-летия крещения Руси, верующие жители Петергофа обратились с просьбой о возвращении собора Петра и Павла Русской православной церкви - и получили положительный ответ. В последующие пять лет были восстановлены интерьеры храма, и 9 июля 1994 года возрожденный собор Петра и Павла был заново освящен.