Кижский погост история

Кижский погост история

Церкви Кижского погоста входили в жизнь окрестных крестьян с момента рождения. Здесь крестили, венчали, отпевали. Здесь, в бревенчатых храмовых трапезных, собирались крестьянские сходы-суемы — то степенные, то шумные. Здесь каждую весну кижане христосовались друг с другом и каждую зиму встречали, как некогда вифлеемские пастухи, Рождшегося Младенца Христа.

Остров Кижи и его островные и материковые окрестности были освоены людьми уже в глубокой древности. Здесь жили прибалтийско-финские племена «весь» и «корела». Они-то и дали острову название Кижи — от слова «кижат», что означает «игрища». В те стародавние времена на острове располагалось языческое капище, ведь, как известно, языческие обряды часто сопровождались ритуальными играми, песнями и плясками


Саша Митрахович 09.01.2017 08:51

Возникновение погоста на острове Кижи

Возникновение погоста на острове Кижи

Христианизация Обонежья связана с приходом в эти края, богатые рыбой и пушниной, новгородцев. Уже в XII веке Новгород прочно утвердился на берегах Онежского озера. Местные племена частью были оттеснены на северо-запад, частью ассимилировались с пришельцами, приняв их обычаи, язык и — веру. Видимо, именно в это время на острове Кижи появилась первая церковь или, по меньшей мере, часовня.

Погост Спасской в Кижах

В конце XV века Новгород со всеми своими обширными владениями вошел в состав Московского государства. Кижи к этому времени являлись центром Спасо-Кижского погоста (значит, здесь уже был храм во имя Спаса — и, скорее всего, именно Преображенский), охватывавшего южную часть Заонежского полуострова с полутора сотнями деревень. Местные жители — прихожане церквей на Кижах — занимались земледелием, рыбной ловлей, кустарной добычей и обработкой железной руды. Изготавливались в здешних кузницах, в частности, ножи, пользовавшиеся большой популярностью на Тихвинской ярмарке.

Первое документальное упоминание о Кижах относится к 1582 году — более ранние записи, к сожалению, не сохранились: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святая Богородицы». Более обстоятельно описываются кижские церкви в 1616 году: «А на погосте Боголепного Спасово Преображения деревянной с папертьми верх шатровой и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной». Тогда же упомянута и колокольня («колокол на колокольне»).

Это, однако, был не тот ансамбль Кижского погоста, что существует ныне, а его предшественник, сгоревший от удара молнии в начале 1690-х годов (в документальных источниках указан 7202 год от сотворения мира, начинавшийся в сентябре и соответствовавший поэтому 1693—1694 годам от Рождества Христова)


Саша Митрахович 09.01.2017 09:05

Строительство ансамбля Кижского погоста

Строительство ансамбля Кижского погоста

Вскоре после пожара, который случился в 1690 году и выжег все деревянные строения на погосте, началось строительство нового храмового комплекса Кижского погоста. Сначала построили малую клетскую (имевшую вид избы с прирубленной алтарной частью) церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а затем началось возведение Спасо-Преображенского храма. Заложили его в 1714 году, 6 июня, о чем имелась соответствующая запись на кресте, хранившемся в алтаре церкви.

Существует предание, что строил церковь некий мастер Нестор, закинувший после окончания работы свой топор в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой». Но это только легенда — как и то, что план будущей постройки собственноручно начертил Петр I; имена же реальных «художников топора» нам неизвестны. Возможно, однако, это были те самые мастера, что шестью годами раньше построили многоглавую церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимове (нынешний Вытегорский район). Церковь эта, к сожалению, сгорела в 1963 году от случайного костра, разведенного неподалеку какими-то доморощенными Геростратами, но остались изображения и описания, подтверждающие ее удивительное сходство с кижским храмом.

Принято говорить, что храм Спаса Преображения выстроен без единого гвоздя, но это все-таки некоторая «полуправда». Гвозди при строительстве использовались — ими прибивали лемехи, покрывающие главки, чтобы те держались прочно и ровно.

Сам сруб, несмотря на кажущуюся «фантастичность», устроен довольно просто и представляет собой двадцатистенок, то есть восьмерик с четырьмя прирубами. Бревна сложены «насухо», без обычной прокладки из мха или пакли, так как церковь изначально возводилась как летняя и не нуждалась в дополнительном утеплении. Служили здесь от Пасхи до Покрова


Саша Митрахович 09.01.2017 09:15

Кижский погост в XVIII веке восстание крестьян

Кижский погост в XVIII веке восстание крестьян

В XVIII веке Кижский погост жил напряженной жизнью, не раз оказываясь в центре исторических для Заонежья событий. Некоторые из них были весьма драматичны, как, например, восстание крестьян 1769— 1771 годов, известное как «кижское восстание». События тех лет имели долгую предысторию. Еще во второй половине XVII века правительство заинтересовалось заонежскими землями как источни . . .


Саша Митрахович 09.01.2017 09:36

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Ансамбль Кижского погоста в XIX веке

Ансамбль Кижского погоста в XIX веке

XIX век сложился для Кижей сравнительно благополучно. В 1827 году Кижский приход вошел в состав новообразованной Олонецкой епархии. Приписано к нему было около пятидесяти деревень с десятью часовнями. Владели кижские храмы и некоторым — впрочем, весьма скромным — количеством земли: 20 десятинами пахотной и 11 десятинами покосной. Кроме того, церквам принадлежало два дома для причта.

Местные жители активно жертвовали на содержание и украшение храмов. Так, в 1829 году прихожане собрали более двух тысяч рублей на обивку железом глав Спасо-Преображенской церкви — в соответствии с тогдашними представлениями о благолепии. Сохранились в документальных источниках и упоминания о «единоличных» жертвователях, вкладывавших в храм иконы и предметы церковного обихода. Тем не менее приход не был богат. Описание ризницы Преображенской церкви поражает своей «аскетичностью». Среди прочего имущества, очень некорыстного, помянуты «венцы для брачующихся сосновые, из них женский расколот», напрестольный кипарисовый крест и резные иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи.

О скудости средств, которыми располагал приход, можно судить и по тому, что в начале 1870-х годов, когда в Преображенской церкви проводился очередной крупный ремонт, кижане специально просили у епархиального начальства разрешения на отмену некоторых из запланированных ранее работ по переустройству трапезной. Очевидно, что сделать это их заставила необходимость экономии.


Саша Митрахович 09.01.2017 09:44

Кижский погост в XX веке Последняя литургия

Кижский погост в XX веке Последняя литургия

В начале XX века Кижи получили всероссийскую известность. Сюда зачастили живописцы, исследователи, архитекторы.

Революционные «новшества» дошли до Кижей не сразу. В 1920 году Кижский погост поставили на государственный учет как памятник архитектуры, что, однако, не помешало проведению богослужений. Только в 1935 году сельсовет организовал по семнадцати местным колхозам голосование о закрытии кижских церквей. Что характерно, за закрытие проголосовали лишь восемьдесят человек, а за то, чтобы служба в храмах продолжалась, — тысяча. Но голосование оказалось лишь пустой формальностью.

Несмотря на недвусмысленно высказанную волю колхозников, в феврале 1937 года власти постановили закрыть Преображенскую церковь для прихожан, оставив, впрочем, в их пользовании Покровскую. Кижане писали жалобу в Москву, которая, конечно, помочь уже не могла. Осенью 1937 года в Преображенском храме отслужили последнюю литургию. Вскоре после этого был арестован последний настоятель кижских храмов о. Алексий Петухов. Через месяц его расстреляли. Так прекратилась служба и в Покровской церкви.

Кижский погост в Великую Отечественную

Во время Великой Отечественной войны Кижи оказались на оккупированной финскими войсками территории. Финны к попавшим в их руки памятникам архитектуры отнеслись рачительно (даже слишком — вывезли все иконы из иконостаса Преображенской церкви в Финляндию), а вот людям пришлось гораздо тяжелее. Многие кижане прошли через концентрационные лагеря, устроенные финнами для русского населения Карелии. Вернуться на родную землю после ухода оккупантов довелось не всем.

Реставрация Кижского ансамбля

В августе 1945 года на Кижи прибыла экспедиция архитекторов и реставраторов, по результатам которой был составлен план первейших аварийных работ. Они начались в 1947 году, а с 1949 года проводились силами специальной проектно-реставрационной мастерской. В нее входили, в частности, местные плотники, перенявшие от отцов и дедов традиции мастерства. Руководил реставрацией московский архитектор А. В. Ополовников, принявший решение вернуть — насколько это возможно — храмам первоначальный облик, «заретушированный» позднейшими поновлениями.

Работы в целом завершились к концу 1950-х годов. Тогда же, в 1959 году, было утверждено положение об архитектурном заповеднике на Кижах, и началось «собирание» деревянных строений из окрестных деревень.

Кижский погост как Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Всемирное наследие

Интерес к кижским памятникам постепенно возрастал, выходя за границы научно-художественного сообщества. Способствовало тому увлечение Русским Севером, распространившееся в среде советской интеллигенции в 1960-е годы. И на Кижи, приобретшие в 1969 году статус Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, началось настоящее паломничество — причем международного масштаба.

В 1990 году ансамбль Кижского погоста вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Саша Митрахович 09.01.2017 09:59
Загрузка...

Читать следующую статью

Кижи церковь Преображения господня

Читать предыдущую статью

Кижский погост архитектурный ансамбль

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча