Князь Святослав Всеволодович (1196—1252)

Князь Святослав Всеволодович (1196—1252)

Князя Святослава Всеволодович - один из младших сыновей чадолюбивого Всеволода Большое Гнездо, всю жизнь находился на политической сцене в тени — сначала своих старших братьев, а потом племянников. Но, как видно, Бог оделил его другими талантами...

Имя строителя Георгиевского собора князя Святослава Всеволодовича (1196—1252) редко встречается в летописях. Историк И. А. Шляпкин (1858—1918), исследовавший происхождение Святославова креста, писал о князе:

«Видим, что это был человек тихого, мирного и мягкого характера. Он не принимает личного участия в удельных междоусобиях, но постоянно и как-то покорно исполняет чужие поручения то отца своего Всеволода, то братьев Константина и Юрия. По чужим распоряжениям он то — князь Новгородский... то Юрьева-Польского, то Переславля-Залесского, то Суздаля... Его сгоняют с княжений и даже с великокняжеского престола, и он смиряется... А между тем видно, что это человек безусловно храбрый, шедший на приступ впереди всего войска...»

С Юрьевом-Польским князя Святослава Всеволодовича связывали какие-то особенно теплые отношения. В Новгород его послал отец, Всеволод Большое Гнездо, «еще млада суща» (четырехлетним ребенком), и там он пришелся не ко двору. А Юрьев был вотчиной, которой Всеволод оделил его, умирая, и здесь он, шестнадцатилетний юноша, впервые почувствовал себя «на своей воле».

Впоследствии Святослав, как говорилось, княжил и в Переяславле, и в Суздале, и даже был в 1246— 1248 годах великим князем Владимирским, но именно Юрьев считал своим городом и именно в нем приготовил себе последнее упокоение.

Святослав Всеволодович и его братья

В юности Святослав Всеволодович оказался втянут в междоусобную борьбу своих старших братьев — но более, кажется, не из каких-то осознанных политических устремлений, а из полудетского желания заявить себя, «показаться».

Разбирательства затеял Константин, Всеволодов первенец, который хотел сосредоточить в своих руках власть и над Владимирским, и над Ростовским княжеством. Отец собирался оставить ему как старшему Владимир, а в Ростове посадить Юрия, но Константин не соглашался, желая обоих княжений (судя по отзывам летописцев о его характере, не столько из честолюбия, сколько из приверженности идее централизованной власти). Всеволод рассердился и передал великокняжеский престол Юрию, оставив Константина в его Ростове.

После смерти Всеволода братья то ссорились, то мирились. Юрий соглашался уступить Константину великое княжение, но взамен просил Ростов. Константин не соглашался отдать Ростов и предлагал Суздаль. Святослав Всеволодович подался было сначала к Константину, но потом перешел в стан Юрия, участвовал в междоусобной Липицкой битве (произошла в 1216 году близ Юрьева-Польского) на его стороне и в дальнейшем всегда держал его руку.

Хотя Константин и победил в Липицкой битве, но на великокняжеском престоле надолго не задержался. В 1218 году он умер, помирившись перед смертью со всеми своими братьями, и владимирский престол вновь — теперь уже по неоспоримому праву старшинства — отошел к Юрию. И Святослав вполне поступил в его распоряжение. В 1220 году ходил воевать зарвавшихся булгар, в 1222 году — помогал новгородцам против ордена меченосцев, в 1226 году сражался с мордвой, и все — по распоряжению старшего брата.

Святослав Всеволодович строит Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

С 1229 по 1234 год Святослав Всеволодович княжил в Переяславле-Южном, будучи послан туда Юрием. И как раз в это время строился в Юрьеве-Польском Георгиевский собор. Здесь есть одна загадочная подробность. Летописец, рассказывая о постройке «зело чюдной» церкви, говорит о Святославе, что он «сам бе мастер».

Это кажется почти невероятным — как потому, что Святослав, вроде бы, физически находился в другом месте, так и потому, что ремесленные упражнения не соответствовали княжескому званию. Но Святослав Всеволодович был, судя по всему, довольно необычным князем. И как-то не очень сложно поверить, что он имел талант зодчего. А что касается его физического «небытия» в Юрьеве в начале 1230-х годов, то и здесь найдутся возражения. Далеко ходить не нужно — тот же Константин, когда отец отправил его княжить в Новгород (после малютки-Святослава), в Новгороде почти не показывался, предпочитая проводить время в своем любимом Ростове. Что мешало Святославу поступать точно так же?

Словом, вопросов больше, чем ответов, и доводы можно приводить самые «разнонаправленные». Но легенда о князе-мастере Святославе, конечно, хороша.

Смерть и канонизация Святослава Всеволодовича

Последние годы жизни Святослав, согнанный с великого княжения племянниками, сыновьями брата Ярослава, тихо провел в своем Юрьеве-Польском:

«в посте и молитвах, в чистоте и покаянии, в умилении и слезах, и всякими добрыми делы угождая Господу Богу...»

Жена князя Евдокия уже давно, еще в молодые годы, упросила его отпустить ее в монастырь (согласно преданию, княгиня была дочерью свв. Петра и Февронии Муромских). Со Святославом оставался сын Дмитрий.

Скончался князь в 1252 году в день памяти Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. „Полный месяцеслов Востока“ говорит:

«И много плакаша, проводиша честно со свещами и кандилы, и положите тело его в соборней церкви св. вмч. Георгия...»

Спустя семнадцать лет в этом храме упокоились и останки Дмитрия Святославича. Гробницы князей пользовались народным почитанием, а в старинных святцах оба они, и Святослав, и Дмитрий, были записаны Русскими святыми.


Саша Митрахович 18.03.2017 08:56
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча