Святославов крест в Юрьев-Польском
Уникальной святыней-экспонатом Георгиевского собора является так называемый Святославов крест. Согласно преданию, он является «памятником благочестия строителя собора» — то есть именно князя Святослава Всеволодовича.
Соединяя имеющиеся о Святославовом кресте известия, протоиерей A. Знаменский писал в 1906 году:
«сооружен великим князем Святославом III Всеволодовичем в 1224 году (то есть еще прежде Георгиевского собора)... и раньше находился, судя по некоторым сведениям, сначала в алтаре собора за престолом, потом в западной стене прежней, теперь уже несуществующей, восьмигранной колокольни... а затем в нарочно для него устроенной часовне близ алтаря соборного».
Причиной, побудившей князя к поставлению креста, предание называет его чудесное спасение во время бури, обрушившейся на княжьи ладьи, когда он возвращался в июне 1220 года с дружиной из похода на волжских булгар.
Перемещения Святославого креста
По мнению Г. К. Вагнера и Н. Н. Воронина, белокаменный крест с предстоящими при строительстве Георгиевского собора был помещен в центральной закомаре северного фасада. А. В. Столетов также считал, что крест был «вмонтирован» в стену— но только в западную.
С последней точкой зрения соглашался В. В. Кавельмахер. Он полагал, что к моменту реконструкции собора В. Ермолиным крест уже являлся почитаемой реликвией, благодаря чему жители Юрьева-Польского смогли точно указать мастерам, где он находился прежде. А те, соответственно, последовали этому указанию при восстановлении стен.
В XVII веке Святославов крест оказался закрыт пристроенной с запада шатровой колокольней, и его временно перенесли в алтарь, а затем — снова поместили на фасаде, но теперь это уже был фасад колокольни. Здесь он находился вплоть до ее слома, когда для него нашлось место «в нарочно устроенной часовне».
Очевидно, пребывание креста на наружной стене Георгиевского собора завершилось в связи с все более возраставшим почитанием святыни. Так надвратные иконы с течением времени перемещаются внутрь храмов (или как бы «обстраиваются» ими), ибо у людей возникает потребность сосредоточенной молитвы перед ними.
К началу XX века Святославов крест имел местоположение в Крестовоздвиженском приделе теплого Троицкого храма. Отсюда его перенесли в новопостроенный теплый собор, где он находился буквально несколько лет, после чего вернулся в собор вмч. Георгия — уже в качестве экспоната.
Про традицию поставления крестов на Руси
Традиция поставления крестов сложилась на Руси в эпоху ее христианизации. Когда миссионеры уничтожали языческие капища — они ставили здесь вместо идолов кресты. Впоследствии иногда вырастали на этих местах часовни, храмы и даже монастыри.
Кресты ставили и при дорогах — чтобы путники могли помолиться (а кроме того, во ограждение от нечистой силы, которая, как считалось еще со времен язычества, обитала на перекрестках дорог); на местах каких-либо значимых событий. Возводили кресты по обету и в благодарность Господу за избавление от бед — как «частных», так и общенародных, дабы память о том не стерлась в веках. Таков, например, один из самых известных древнерусских крестов — Алексеевский (1380-е). Его поставили повелением архиепископа Новгородского Алексия в Новгороде в память о Куликовской битве. Широчайшее распространение получили кресты на пустынном Русском Севере, где храмы, да и часовни, были редки, а человек ощущал необходимость освятить пространство своей жизни.
Особого внимания заслуживают беломорские кресты, являвшиеся, помимо прочего, еще и маяками. Зачастую они имели весьма внушительные размеры — более десяти метров в высоту — и служили поморам надежными ориентирами на их путях по коварному Белому морю. Интересная особенность: поперечина креста-маяка всегда устанавливалась в направлении меридиана.
Художник А. А. Борисов, которому в 1898 году пришлось по льду Белого моря добираться до Большого Воронова острова, вспоминал:
«На самом высоком месте стоял крест, сделанный из толстого бревна. Откуда это бревно? Найдено ли в плавнике или привезено нарочно с материка, решить невозможно, но только одно можно сказать с достоверностью, что крест этот поставлен очень давно. Боже, каким он казался старым! Казалось, что он был старше этих громад, падающих отвесной стеной в море, этих геологических развалин. Как он порос мхом, как он был выеден ветром и как источен неумолимыми снежными бурями суровой полярной зимы!..»
Про чудотворные кресты
Любой крест как символ жертвы Спасителя уже является святыней. Но в истории случалось так, что некоторые кресты приобретали славу чудотворных и почитались сугубо, «вне группы». В особенности те, в которых были заключены частицы мощей или же предметов, связанных с земной жизнью Христа и Божией Матери. Известнейшим среди подобных крестов-мощевиков является Кийский крест, изготовленный по заказу Патриарха Никона для Кийского Крестного монастыря (на острове Кий будущий Патриарх спасся в 1639 году от бури).
Что касается Святославова креста, то к нему среди населения Юрьева-Польского и его окрестностей уже издавна сложилось отношение как к великой святыне и объекту паломничества, о чем свидетельствовал и о. Александр Знаменский. Он писал:
«Этот Святославов крест весьма почитается жителями Юрьевской округи, и для поклонения ему многие приходят издалека».