Георгиевский собор Юрьев Польский

Содержание:
С момента возобновления каменного строительства в Северо-Восточной Руси после монголо-татарского нашествия Георгиевский собор Юрьев-Польского часто служил образцом для возводимых церквей. В частности, на него ориентировались зодчие первого Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора на Городке в Звенигороде.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, равно как и сам Юрьев-Польский, явился на свет благодаря князю Юрию Долгорукому.
Первый собор имел очень простую конструкцию (кубический объем, одна глава, четыре столпа) и суровую внешность. Простоял он недолго. В 1230 году внук Юрия князь Святослав Всеволодович разрушил дедову церковь, так как она, по свидетельству летописи, «обветшала и поломалася». Останки первого Георгиевского собора не изучены в должной мере по сей день — вплоть до неустановленности места, на котором он стоял.
Сломав старый Георгиевский собор, Святослав Всеволодович:
«созда паки церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху — святых лики и праздники...»
Именно это здание — многое претерпевшее за свою почти восьмисотлетнюю историю — является сегодня объектом приложения сил реставраторов и предметом восхищения простых смертных.
Немного из истории Георгиевского собора
В 1234 году постройка нового Георгиевского собора была окончена и храм был освящён епископом Митрофаном. Отделочные работы, по всей видимости, продолжились и после освящения. Прекратило их монголо-татарское нашествие, о чем свидетельствует неоконченная, как бы «сходящая на нет» резьба западного портала. Таким образом, Георгиевский собор явился последним памятником домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
Но, видимо, уже при татарах, в самых неблагоприятных исторических условиях, Георгиевский собор получил Троицкий придел, где был погребен сначала князь Святослав Всеволодович, а затем и его сын Димитрий. Этот придел до наших дней не сохранился.
Обрушение и реставрация Георгиевского собора Василемя Ермолиным
В XV веке Георгиевский собор обвалился и был восстановлен под руководством Василия Ермолина. Не зная первоначального расположения резных сюжетов, реставратор Ивана III превратил стены собора в загадочную мозаику.
В XV веке Георгиевский собор от воздействия сильных пожаров либо же от слишком тяжёлой главы обрушился. При обрушении собора наиболее пострадала его восточная, т. е. ближайшая к иконостасу, стена, обвалившаяся до цоколя.
Некоторое время собор стоял в руинах, приходя в негодность все больше. Но в 1471 году на его бедственное состояние обратил внимание Иван III и прислал подрядчика Василия Ермолина, который:
«те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».
Но Ермолин не знал расположения резных сюжетов Георгиевского собора. Он с уважением отнесся к древней резьбе, не стесал ее с камней; добросовестно пытался угадать, куда именно поместить камень с тем или иным рельефом, и иногда, как показывают плоды его трудов, действительно угадывал. Но чаще ему не удавалось установить связи между фрагментами кладки, и в итоге Георгиевский собор превратился в резную головоломку для грядущих поколений.
Дальнейшая история собора весьма темна. Георгиевский собор постепенно начали искажать пристройками и колокольнями. К концу XIX века неудовлетворительность состояния Георгиевского собора была уже очевидна. В 1897 году в Императорскую археологическую комиссию представили проект восстановления храма в его первоначальном виде.
Но работы над приведением Георгиевского собора «в древний вид» пришлось из-за войны отложить. Потом наступил 1917 год. Потом собор закрыли. Только тогда памятник домонгольского зодчества дождался освобождения от каменных оков XVIII—XIX столетий. Это самый старый православный храм Юрьев-Польского.
Архитектура Георгиевского собора Юрьев Польского

С точки зрения композиции, архитектура Георгиевского собора не представляет собой чего-либо выдающегося. В плане он сохранил размеры предыдущего собора. Здание имеет четыре столпа, три апсиды и три притвора, причем западный притвор первоначально был выше боковых, ибо во втором его ярусе, на хорах, размещалось во время богослужений княжеское семейство.
Наибольший интерес, конечно, представляет причудливая каменная резь, украшающая северную, западную и южную стены собора. Она давно уже привлекает внимание исследователей. Так, еще в 1880— 1890-е годы профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета Н. П. Кондаков (1844—1925) писал:
«Среди владимиро-суздальских церквей собор Юрьева-Польского занимает едва ли не первое место по оригинальности своих скульптур...»
Барабан
Нынешний низкий барабан с массивной луковичной главой придает Георгиевскому собору несколько «осевший» вид. В таком виде его восстановил Ермолин. Но когда-то он имел совсем другие очертания. Реставраторы сходятся в том, что барабан был значительно выше и стройнее (не говоря уже о завершении — конечно, шлемовидном). Имел он и скульптурное убранство — резные камни, характерные именно для барабана, обнаружены реставраторами в кладке сводов и стен.
Перспективные порталы
С трех сторон (кроме восточной) Георгиевский собор обстроен притворами, входы в которые оформлены перспективными порталами— традиционный способ обрамления дверей в средневековой архитектуре. Несмотря на то, что южный фасад обрушился в XV веке полностью, его портал был восстановлен Ермолиным в целом удовлетворительно, поскольку фрагменты, его составляющие, имеют слишком очевидную форму.
Капители
Фасадные полуколонны завершаются капителями стремя резными масками. Как видно, Ермолину не удалось собрать полуколонны в их изначальном виде: границы резьбы на стыках камней не совпадают.
Богоматерь «Оранта»
Над южным входом помещено резное изображение Богоматери, соответствующее иконографическому типу «Оранта» (Божия Матерь стоите воздетыми в молении руками). На груди Пресвятой Девы помещен медальон, в котором изображен Младенец Христос. Такой тип изображения в русской иконографии именуется «Знамением». В нем акцент перемещается с идеи молитвенного заступничества Богородицы за всех людей на тайну Боговоплощения, которому послужила Божия Матерь. Любопытно, что среди рельефов Георгиевского собора (на той же южной стене) есть также изображение Богоматери в молении без медальона с Младенцем Христом на груди.
Георгиевский собор каменная резьба
Резьба Георгиевского собора уникальна, но нельзя сказать, чтобы она не имела родства. Среди ближайших в этом отношении предков Георгиевского храма — Димитриевский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли. Но рельефные украшения юрьевского памятника отличаются как от легкого декора Покровской церкви, так и от «академически-стройного» резного оформления Димитриевского собора.
Резное убранство Георгиевского собора оригинально, прежде всего, своей двойственностью — сочетанием горельефных (максимально объемных) фигурных изображений с растительным орнаментом, выполненным в низком рельефе и покрывающим чуть не все стены, благодаря чему они становятся похожи на какой-то фантастический шедевр «каменного ткачества».
Технология создания каменной резьбы Георгиевского собора
Какова же была технология создания этой «ткани»? Предполагается, что, в первую очередь, на отдельных камнях вырезались горельефные изображения. Затем они укладывались в стену, а уже после окончания постройки резчики приступили к созданию легкого «плетения». Работа «орнаменталистов» требовала высочайшего мастерства: одно неосторожное движение резца могло сгубить всю композицию.
Первоначальный замысел зодчего не включал в себя коврового орнамента. Планировалось ограничиться лишь горельефами. Но одни только горельефы не сообщали собору чаемой князем Святославом пышности. С ними он всего-навсего становился подобен Димитриевскому собору, а ктитору желалось, чтобы Георгиевский храм превосходил его (вполне понятное человеческое желание). И тогда явилась мысль дополнить уже существующее убранство сплошной вязью.
Однако столь же вероятно и то, что вязь замысливалась изначально, поскольку на протяжении XII— XIII веков во владимиро-суздальском зодчестве прослеживается устойчивая тенденция к увеличению объема резьбы и ее усложнению.
Интерьер Георгиевского собора Юрьев Польского

Георгиевский собор представляет собой скорее музей, чем храм (музеем он и является официально). Его интерьер скромен, на стенах в нем представлены проекты реконструкции, на стеллажах — фрагменты древней резьбы. Росписи частично сохранились, но иконостас, равно как и киоты, утрачены. Алтарь, впрочем, имеет вполне богослужебный вид и отгорожен от посетителей. Нужно отметить, что и в древности алтарь был открыт взору молящихся — его отделяла от остального пространства храма лишь невысокая алтарная преграда.
В отсутствие привычных подробностей церковного интерьера, наше внимание сосредоточивается прежде всего на мощной архаической кладке стен и столпов, поддерживающих своды, а также на общем устройстве интерьера. Несмотря на свои сравнительно скромные размеры, собор внутри кажется весьма просторным благодаря широко расставленным столбам. Н. Н. Воронин писал:
«Ощущение расчлененности пространства исчезает, оно приобретает почти „зальный“ характер».
На полу сохранились чугунные плиты, уложенные в XVIII веке. Это третий по счету пол Георгиевского собора, первый был каменным и находился ниже теперешнего.
Георгиевский собор Юрьев-Польский режим работы контакты расположение на карте как добраться самостоятельно

Режим работы Георгиевского собора:
Георгиевский собор относится к Юрьев-Польскому архитектурно-историческому и художественному музею.
Режим работы музея: ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца. В понедельник музей открыт до 14:30.
Контакты Георгиевского собора Юрьев-Польского:
- Адрес: 601800, Россия, Владимирская обл., г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, д. 4
- Телефон: +7 (49246) 2-28-48
Как добраться самостоятельно к собору:
В отсутствие личного транспорта добираться до Юрьева-Польского не слишком удобно. Железнодорожный способ весьма извилист (разве только из Александрова можно воспользоваться). Из Москвы в Юрьев-Польский отправляются 3—4 автобуса в день с центрального автовокзала. Время в пути — около четырех часов. Из Владимира автобусы ходят 5—6 раз в день.
Полезный телефон: +7 (49246) 2-21-53 (автостанция Юрьева-Польского).
На машине кратчайший путь из Москвы — по Щелковскому шоссе (А-103) через Черноголовку, Киржач и Кольчугино. С Владимиром город соединяет дорога Р-74, которая далее уходит на Переславль-Залесский.