Крестные ходы из Святогорского монастыря

Крестные ходы из Святогорского монастыря

До революции из Святогорской Успенской обители ежегодно совершалось четырнадцать (!) крестных ходов с чудотворными иконами Божией Матери. Два из них назывались «большими» (первый — в Псков и Остров; второй — в Новоржев и Опочку), остальные — «малыми».

Главный крестный ход — в Псков

Город Остров — один из пунктов следования крестного хода с чудотворными иконами Божией Матери.Время его учреждения в точности не известно. Древняя рукописная повесть, описывающая первый такой крестный ход, связывает его с разразившейся «моровой язвой». Летописи сообщают даты самых страшных эпидемий XVI—XVII веков, свирепствовавших в Пскове: это — 1567,1592 и 1695 годы. 1567 год отпадает, так как тогда монастырь еще не был устроен. 1695 год — тоже, потому что с 1647 года ежегодный крестный ход в Псков имеет документальные подтверждения. Таким образом, вероятнее всего, впервые его совершили в 1592 году.

На протяжении веков «хронология» и «топография» крестного хода менялась; более того, в 1723 году его упразднили (ибо, согласно тогдашнему определению Святейшего Синода, «оттого икон ношения несть благочестия излишнего предпочитания») — правда, ненадолго, с 1744 года и до самого крушения империи крестный ход оставался традиционным.

Псковский Мирожский монастырь на дореволюционной фотографии.К XX столетию его «программа» окончательно сложилась. Вот ее главные пункты.

В воскресенье после девятой пятницы по Пасхе из обители торжественно выносили чудотворные иконы Божией Матери «Умиление», «Одигитрия» и Феодоровскую — по достижении села Селихнова все они разными путями отправлялись к Острову и Пскову, в четырех местах непременно сходясь вместе: это — город Остров, село Беляево, погост Выбуты и псковский Спасо-Мирожский монастырь.

Обратный путь был несколько иным. «Путешествие» чудотворных образов по городам и весям Псковской губернии продолжалось в общей сложности месяц. С 1874 года оно стало исключительно сухопутным, до этого же по большей части совершалось водным путем: по реке Великой.

Цель крестного хода с чудотворными святогорскими иконами в старой монастырской записи сформулирована в следующих выражениях:

«Общенародного ради моления, дабы Господь Бог дал тихо и мирно и безмятежно житие и избавил бы от междоусобныя брани, от глада и мора и от нашествия поганых на Российскую землю».


Саша Митрахович 02.02.2018 11:07
Загрузка...

Читать следующую статью

Иконы Успенского собора Святогорской обители

Читать предыдущую статью

Возрождение Святогорского Успенского монастыря

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча