Святогорский монастырь Пушкинские горы

Святогорский монастырь Пушкинские горы

Места вокруг Святогорского монастыря необыкновенно красивы. Просторная пойма Сороти, тихие озера, сосновые леса, холмы, уютные усадьбы и парки, возрожденные в послевоенные годы, — все это умиротворяет, «умиряет» с бедами нашей жизни: дыхание становится глубоким, взгляд — внимательным и благодарным, сердце — отзывчивым. И вкупе с родными для всякого русского человека топонимами вроде Михайловского и Тригорского неизбежно погружает в историю, знакомую нам со школьных уроков литературы, но на тех далеких уроках представлявшуюся мертвой абстракцией, теперь же оживающую на глазах.

Долгие годы Святогорский монастырь на Пушкинских горах имел лишь «местную» славу — благодаря хранившимся в Успенском соборе чудотворным иконам.

После того как за алтарем соборного храма похоронили Александра Пушкина, сюда потянулись «паломники» из интеллигентного «сословия» со всей России. Там же находится знаменитый памятник Пушкину на Пушкинских горах.

В сущности, и сейчас монастырь по большей части знают как место упокоения великого поэта.

Монастыри Псковской области.


Саша Митрахович 02.02.2018 09:45

Основание Святогорского монастыря

Основание Святогорского монастыря

Предыстория основания Святогорского монастыря на Пушкинских горах, вместившая в себя некоторое количество небесных явлений и чудотворений, была запечатлена в монастырской рукописи, хранившейся в обители по крайней мере до 1821 года. Успенский собор на Святой горе строился как соборный храм новой Святогорской обители, основанной по повелению Ивана Грозного. Повелению этому предшествовал ряд собы . . .


Саша Митрахович 02.02.2018 09:54

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

История Святогорского монастыря

История Святогорского монастыря

История Святогорского монастыря неотделима от истории Успенского собора, с которого и началась жизнь обители, собор это главный храм и «хранитель» всех основных святынь монастыря.

Святогорский монастырь, будучи отдален от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью, лишь изредка возмущаемой военными опасностями и мелкими нестроениями.

Самая грозная военная угроза монастырю относится к первым годам существования обители, а точнее, к 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков.

Русская Смута псковские пределы затронула гораздо менее, нежели центральные районы страны.

В 1812 году французы в этих местах так и не появились (для братии дело ограничилось пожертвованиями, совершенными золотыми и серебряными вещами и деньгами).

В конце XVIII столетия начали строить колокольню, замыслив ее трехъярусной, но третий ярус тогда так и остался за недостатком средств лишь на бумаге — его устроили уже в 1821 году при игумене Ионе, известном тем, что во времена ссылки Пушкина в Михайловское он дозволил опальному поэту, к которому питал явную — и взаимную! — симпатию, работать в монастырских архиве и библиотеке.

В Первую мировую войну военные действия здесь тоже не велись.

История Святогорского монастыря

Скорби начались после 1917 года.

Святогорский монастырь вместе с его соборным храмом большевики упразднили в 1924 году — в 1928 году «бывшую церковь» передали в распоряжение Главнауки.

В годы фашистской оккупации в Успенском соборе вновь стали совершать богослужения. Немцы, разрешив возродить монастырский храм, преследовали свои политические задачи. При отступлении они пытались взорвать собор и даже заминировали могилу Пушкина. Были уничтожены верхний ярус колокольни, барабан и часть перекрытий храма.

Сразу после изгнания фашистов начались реставрационные работы, завершившиеся к 1949 году. Монастырский комплекс после этого приобрел музейный статус; в частности, в Одигитриевском приделе открылась выставка «Дуэль, смерть и похороны А. С. Пушкина».

Музейный этап в истории Успенского собора закончился с возвращением древнего монастыря Церкви в 1992 году.


Саша Митрахович 02.02.2018 10:50

Возрождение Святогорского Успенского монастыря

Возрождение Святогорского Успенского монастыря

Уже более двадцати лет Святогорский Успенский монастырь действует в «правильном» режиме — как собственно православная обитель, в которой возносится молитва к Богу. И вся жизнь этой обители строится вокруг ее главного храма, в котором хранятся чудотворные иконы Божией Матери.


До 1992 года бывший Святогорский Успенский монастырь входил в состав Пушкинского музея-заповедника. В Успенском соборе была развернута музейная экспозиция. Посещало в те времена храм множество людей — здешние пушкинские места давно стали необыкновенно популярным туристическим объектом. Что уж говорить о могиле поэта, куда никогда «не зарастала народная тропа».

Однако гости Пушкинских Гор, направлявшиеся в Успенский собор, конечно же, входили не в храм, а в музейное помещение, что было абсолютно неправильно, если не забывать о том, что алтарь Успенского собора стоит на месте явления чудотворной иконы Божией Матери.

Ошибку эту исправили 28 апреля 1992 года, вернув Святогорскую обитель верующим. Спустя три недели торжественным крестным ходом из Казанской церкви в Успенский собор перенесли чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». С тех пор в соборном храме ежедневно совершалась молитва о рабе Божием Александре Пушкине «со сродники» — насельники монастыря хорошо понимали, где они находятся и что эта земля значит для всей России.

Начиналось все трудно. Случались нестроения, однако все это — в далеком прошлом. Жители Пушкинских Гор помогали монахам, несли кровати, белье, посуду, инструменты.

Святогорская Обитель никогда не забывала о духовном воспитании — с первых же лет ее «нового» существования в ней действовала воскресная школа, принимались бесчисленные паломнические группы, издавался «Листок Святогорского монастыря».


Саша Митрахович 02.02.2018 10:56

Крестные ходы из Святогорского монастыря

Крестные ходы из Святогорского монастыря

До революции из Святогорской Успенской обители ежегодно совершалось четырнадцать (!) крестных ходов с чудотворными иконами Божией Матери. Два из них назывались «большими» (первый — в Псков и Остров; второй — в Новоржев и Опочку), остальные — «малыми».

Главный крестный ход — в Псков

Город Остров — один из пунктов следования крестного хода с чудотворными иконами Божией Матери.Время его учреждения в точности не известно. Древняя рукописная повесть, описывающая первый такой крестный ход, связывает его с разразившейся «моровой язвой». Летописи сообщают даты самых страшных эпидемий XVI—XVII веков, свирепствовавших в Пскове: это — 1567,1592 и 1695 годы. 1567 год отпадает, так как тогда монастырь еще не был устроен. 1695 год — тоже, потому что с 1647 года ежегодный крестный ход в Псков имеет документальные подтверждения. Таким образом, вероятнее всего, впервые его совершили в 1592 году.

На протяжении веков «хронология» и «топография» крестного хода менялась; более того, в 1723 году его упразднили (ибо, согласно тогдашнему определению Святейшего Синода, «оттого икон ношения несть благочестия излишнего предпочитания») — правда, ненадолго, с 1744 года и до самого крушения империи крестный ход оставался традиционным.

Псковский Мирожский монастырь на дореволюционной фотографии.К XX столетию его «программа» окончательно сложилась. Вот ее главные пункты.

В воскресенье после девятой пятницы по Пасхе из обители торжественно выносили чудотворные иконы Божией Матери «Умиление», «Одигитрия» и Феодоровскую — по достижении села Селихнова все они разными путями отправлялись к Острову и Пскову, в четырех местах непременно сходясь вместе: это — город Остров, село Беляево, погост Выбуты и псковский Спасо-Мирожский монастырь.

Обратный путь был несколько иным. «Путешествие» чудотворных образов по городам и весям Псковской губернии продолжалось в общей сложности месяц. С 1874 года оно стало исключительно сухопутным, до этого же по большей части совершалось водным путем: по реке Великой.

Цель крестного хода с чудотворными святогорскими иконами в старой монастырской записи сформулирована в следующих выражениях:

«Общенародного ради моления, дабы Господь Бог дал тихо и мирно и безмятежно житие и избавил бы от междоусобныя брани, от глада и мора и от нашествия поганых на Российскую землю».


Саша Митрахович 02.02.2018 11:07

Иконы Успенского собора Святогорской обители

Две великие святыни Успенского собора сохранились, несмотря на разорения XX столетия. Это — явленная икона Божией Матери «Одигитрия» и еще одна икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями, — Феодоровская. Увы, не обошлось и без потерь. Уже в послевоенное время была утрачена икона Божией Матери «Умиление», явившаяся пастуху Тимофею в 1563 году.


Саша Митрахович 02.02.2018 11:10

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Успенский собор Святогорского монастыря

Успенский собор Святогорского монастыря

Успенский собор - главный храм и архитектурная доминанта Святогорского монастыря — четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный, со стенами, выложенными из плитняка. Толщина последних достигает полутора метров. С юга и севера устроены приделы — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» и Покрова Пресвятой Богородицы. Внешние размеры храма: ширина — более 14-ти метров, . . .


Саша Митрахович 02.02.2018 11:24

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Пушкин в Святогорской обители

Направляясь в Михайловское, Пушкин не мог миновать Святых Гор с их монастырем. Впрочем, точно мы можем говорить о посещениях поэтом обители лишь во времена его ссылки и в скорбный приезд сюда в апреле 1836 года — на похороны своей матери, Надежды Осиповны Пушкиной.

О контактах ссыльного с монастырем сохранилось наибольшее количество документальных известий. Помимо всего прочего, Александра Сергеевича привлекало в обители наличие архива с библиотекой — в тогдашних письмах из Михайловского, адресованных друзьям, он неизменно жаловался на недостаток книг. Настоятель монастыря игумен Иона, отличавшийся простотой в обращении и добродушием, легко разрешил своему подопечному пользоваться и архивом, и библиотекой. Пушкину, писавшему «Бориса Годунова», это очень помогло в работе. Более того, некоторые черты игумена Ионы он подарил своему Пимену — одному из самых глубоких и симпатичных образов трагедии.

Но почему — «подопечному»? Дело в том, что, отправляя Пушкина на жительство в Михайловское, власти поручили духовное окормление заподозренного в вольнодумстве и «афеизме» поэта именно игумену Ионе. В рамках этого окормления происходили еженедельные встречи настоятеля обители и Пушкина; ведшиеся при сем беседы вскоре сблизили этих двух как бы совершенно разных людей — и родилось дружество.

Между тем «антураж» самих встреч оставался самым что ни на есть непритязательным.


Саша Митрахович 02.02.2018 14:58
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча