Архитектура Успенского собора

Успенский собор Святогорского монастыря, если мысленно «снять» с него позднейшие архитектурные наслоения (паперть, колокольня, два придела), тут же напомнит нам о недальнем Пскове с его церквами XVI века, когда псковское храмовое зодчество достигло высшей точки своего развития. Собственно, на этом развитие и кончилось — московская традиция сюда странным образом практически так и не пробралась, а многочисленные сохранившиеся древние храмы Пскова как бы запечатлели ту эпоху, когда город-республика уже потерял свою самостоятельность, но продолжал еще украшаться церквами, являвшимися символами его лучшей поры.
Архитектура собора — классический четверик, сложенный из плитняка на известковом растворе, с ослепительно белыми фасадами, почти лишенными какого-либо декора. Они лишь разделены лопатками на прясла, соответствующие внутренней структуре храма; по углам — полуколонны со скупыми капителями (чтобы понять, что это именно капители, потребуется внимательно вглядеться в них). Кроме того, по апсидам и барабану тянется хорошо знакомый нам по псковским памятникам XVI столетия декоративный пояс, состоящий из трех рядов: верхний и нижний ряды представлены квадратными нишами, средний — разнонаправленными треугольными. Еще один элемент декора — дополнительный пояс из трехступенчатых арочных нишек на барабане. Чтобы закончить с декорировкой, отметим столь же традиционные для псковского зодчества сандрики над шестью узкими окнами-бойницами барабана.

Во второй половине XVIII века собор обстроили с юга и севера приделами, которые расширили его площадь, но ощутимо исказили образцовые пропорции постройки, вообще характерные для псковских памятников периода расцвета местной архитектуры. Впрочем, в те времена это было делом обыкновенным. Как и добавление (в XIX столетии) колокольни, в стилевом отношении вступающей в кричащее противоречие с первоначальным замыслом собора, в котором, в сущности, не было ничего нового, но который вобрал в себя лучшие черты псковского храмового зодчества.
В собор ведут два входа: южный — мимо Одигитриевского придела; и главный западный — через паперть с колокольней. Над главным входом на стену помещены три образа: центральный — Успения Божией Матери, и по бокам от него, соответственно одноименным приделам, — Покрова Пресвятой Богородицы и Божией Матери «Одигитрия».