Михаил Александрович Фонвизин

Михаил Александрович Фонвизин происходил из рода Фонвизиных. Один его дядя был известным драматургом, другой — ректором Московского университета.
Михаил Фонвизин получил начальное домашнее образование, а потом учился в Петербургском немецком училище Святого Петра и в Московском университетском пансионе. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он начал военную службу в Измайловском полку. Через год он получил первый офицерский чин и принял участие в боевых действиях против наполеоновской армии. Его боевым крещением стала битва при Аустерлице, за которую он получил свой первый орден.
Сам Михаил Фонвизин потом вспоминал, что «свободный образ мыслей получил не от сообщества с кем-либо, но из прилежного чтения Монтескье, Райналя и Руссо, также древней и новейшей истории, изучением которой занимался с особенною охотою». Вместе с тем Фонвизин не скрывал, что «прилежал более к математическим и военным наукам». И даже сформировал вокруг себя кружок из сослуживцев, в который входили столь разные люди, как будущий генерал-фельдмаршал и любимец императора Николая I И. И. Дибич-Забалканский и будущий декабрист М. М. Спиридов.
Накануне Отечественной войны Фонвизина назначили адъютантом А. П. Ермолова. И в этой должности будущий декабрист успел отличиться множество раз — и под Смоленском, и при Бородино (известно, что вскоре после этой битвы он прискакал в имение своего отца в Бронницах, предупредил семью о приближении французов и помог своей родне эвакуироваться), и при Малоярославце...
Фонвизин помогал организовывать партизанские отряды, участвовал в заграничном походе русских войск, попал в плен к французам.
В 1816 году Михаил Фонвизин примкнул к одному из тайных обществ, стал активно сотрудничать с декабристами для «достижения конституции, представительства народного, свободы книгопечатания, одним словом, всего того, что составляет сущность правления в Англии и других землях». А когда его назначили командиром егерского полка в Подмосковье, то М.А. Фонвизин первым делом запретил при учении наказывать бойцов палками, а для подпрапорщиков устроил училище и нанял учителей.
За подготовку московского восстания декабристов Фонвизин попал под следствие и был приговорен к каторге. Его жена — Наталья Дмитриевна Фонвизина оставила дома двух маленьких сыновей и отправилась за мужем в Сибирь. Она разделила с ним все тяготы многолетней ссылки. Власти не разрешали им даже навещать тяжелобольных родственников. Они смягчились лишь после того, как один за другим умерли уже взрослые сыновья Фонвизиных. Вскоре супругам позволили вернуться на родину. Однако через год, в 1854 году, М.А. Фонвизин умер.