Нёнокса и Ричард Ченслер

На фото: Памятный знак Ричарду Ченслеру на острове Ягры в Северодвинске.
Спокойная и размеренная жизнь жителей Летнего берега Белого моря, состоящая из промысла соляного и морского, с середины XVI века приобрела новое измерение в результате совершенно невероятного события: 24 августа 1553 года, напротив Нёноксы бросил якорь невиданный ранее никем здесь большой трехмачтовый корабль.
По одной из версий считается, что первыми, кто пообщался с экипажем неизвестного корабля, были два рыбака, доставленных на борт корабля командой бота, посланного за ними. От них-то Ричард Ченслер, первый капитан корабля «Эдуард Бонавентура», единственный уцелевший участник экспедиции под началом Хью Уиллоби, отправившейся из Англии 10 мая 1553 года в поисках северного пути в Индию и Китай, и узнал, что земля, лежащая перед ним, не Индия, а Московия.
Позже, объявив двинским воеводам, что имеет полномочие от английского короля завести торговлю с русскими, капитан был переправлен в Москву, к царю Ивану Грозному. Самодержец российский принял Ченслера, а в 1554 году его отправили домой с грамотой о беспошлинной торговле с Россией.
Благополучно вернувшись в Англию, Ченслер в 1555 году вновь отправился в путь, на этот раз уже с представителями организованной для торговли с Россией «Московской компании». Так началась регулярная международная торговля России с Англией, а чуть позже - с Голландией и Францией, центром которой, совершенно неожиданно, стал Николо-Корельский монастырь, располагавшийся на берегу Корельского(Никольского) устья реки Северной Двины.
Итогом бурного развития торговли с иностранцами стало основание в 1584 году вокруг Михаило-Архангельского монастыря, стоявшего на мысе Пур-Наволок реки Северной Двины, посада, получившего название Новохолмогорского, позже переименованного в Архангельск.