Николай Ярошенко художник

В творчестве этого живописца огромное значение имеют как сами его картины, так и обстоятельства их рождения. Николай Ярошенко (1846-1898) был влюблен в Кавказ и целыми днями бродил по его отрогам и долинам в поисках новых удивительных пейзажей, на которые традиционно щедры здешние края. Не случайно современники называли его «портретистом гор».
Ярошенко Николая Александровича смело можно назвать портретистом не только гор, но и их жителей. Несмотря на строгие законы шариата, накладывающие запрет на изображения человека, для Ярошенко делали исключение даже самые суровые горцы. Причиной тому были вежливость и тактичность художника, и, конечно же, огромное обаяние его таланта, перед которым невозможно было устоять.
Призвание художника
Все лучшее в человеке закладывается, как правило, еще в детстве. Николай Ярошенко был сыном отставного генерал-майора, полагавшего наилучшей карьерой для сына служение Отечеству. Профессия военного выковывает характер, и ее будущий художник постигал сначала на родине, в Полтавском кадетском корпусе, а потом и в столице, окончив с отличием Павловское пехотное училище. Но уже тогда художественные склонности его натуры стали побеждать: окруженный романтикой питерской архитектуры, Николай стал брать уроки рисования.
Занятия живописью штабс-капитан Ярошенко успешно совмещал со службой на Санкт-Петербургском заводе по выпуску патронов, став в 1874 году начальником тамошней штамповальной мастерской. При этом его творческий арсенал постоянно пополнялся новыми идеями и приемами благодаря широкому кругу общения художника. В него входили как коллеги по палитре и кистям - к примеру, российские художники-передвижники, так и представители других профессий, от заводских рабочих до авторов журнала «Отечественные записки». Впоследствии это весьма помогло Николаю Ярошенко на Кавказе увидеть красоту мира не только в экзотике местной природы, но и в лицах местных жителей, простых горцев.
Дальнейшие занятия живописью привели Ярошенко на курсы Общества поощрения художников, и его наставником был Иван Николаевич Крамской, считавшийся лучшим портретистом в России. Потом была Петербургская академия художеств и все новые и новые картины, многие из них отражали социальные темы: «Заключенный», «Студент», «Кочегар», нередко помещаемая в школьные учебники уже советского периода картина «Всюду жизнь». Впоследствии, живя в Кисловодске, полюбившемся ему с женой буквально с первого взгляда, Николай Александрович пишет целый ряд портретов местных жителей и живописные полотна «Эльбрус в облаках», «Бештау», «Тебердинское озеро» и многие другие.
«Кавказ предо мною...»

Впервые чета Ярошенко приехала в Кисловодск в свадебное путешествие. Мария Павловна также была буквально очарована красотами Кавказа. Поначалу решив приезжать сюда ежегодно, молодые супруги понемногу обзавелись здесь землей и жильем. Купив участок, Ярошенко возвел на нем по собственным эскизам живописную усадьбу, скоро получившую в окрестностях название «Белой виллы». Она представляла собой просторный одноэтажный деревянный дом и два флигеля по соседству, а рядом разбили курортный парк.

Усадебные флигели редко пустовали: тут гостило немало известных людей России, таких как Менделеев и Репин, Станиславский, Рахманинов и Шаляпин. Есть версия, что именно на «Белой вилле» планировал остановиться Лев Толстой, собираясь впервые оставить свою Ясную Поляну и «уйти в мир».
К 1885 году Ярошенки окончательно покинули Петербург и переехали в Кисловодск, продолжая благоустраивать усадьбу; в этом им охотно помогали их многочисленные гости. Считается, что именно друзья-художники расписывали «Белую виллу» в характерном стиле помпейских фресок античного искусства.
Глава семьи с удовольствием путешествовал и творил, не уставая вдохновляться здешними красотами. Жизнь художника была идиллической: он мог уйти из дома на несколько дней с кистями и красками, благо все окрестные жители считали за честь принять его в своем доме, а при случае - и попозировать.
Именно после одного из таких путешествий художник трагически погиб. Летом 1898 года, уже возвращаясь домой, Ярошенко попал под сильный ливень на открытой местности. Пробежав домой 10 километров, он серьезно переохладился, простудился и наутро скончался в своей усадьбе от сердечного приступа. Ему был всего 51 год.
Николай Александрович был похоронен у Свято-Никольского собора Кисловодска. Год спустя на его могиле друг и земляк-полтавчанин Ярошенко, скульптор Леонид Владимирович Позен установил ему памятник. Главный же памятник художнику - его творения — вошли в сокровищницу российской и мировой культуры.