Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь

Содержание:

Николо-Угрешский монастырь легенда об основание обители

Основание Николо-Угрешского монастыря связано с именем князя Дмитрия Донского и его знаменитым походом на Непрядву. Когда московская рать выдвинулась из Москвы, направляясь в Коломну, где был назначен сбор всех русских войск, первый привал был сделан как раз на месте нынешнего монастыря, примерно в двадцати верстах от тогдашней границы столичного города.

Волновавшемуся перед предстоящим сражением князю во сне явилась икона Николая Чудотворца. Дмитрий Иванович истолковал это знамение как предвестие победы и, рассказав о нем приближенным, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» От согретого сердца князя и вся местность, как считается, получила чудное по нынешним языковым меркам название Угреша.

Куликовская битва окончилась триумфом русских воинов и ознаменовала собой рождение русского духа, того самого, общенационального, не поделенного на искусственные образования типа «рязанских», «владимиро-суздальских», «тверских», «московских»... Князь, возвращаясь из похода, не забыл место, где было ему чудесное знамение.

Годом основания Николо-Угрешского мужского монастыря считается 1381-й.

Монастыри Московской области.


Саша Митрахович 04.01.2018 07:31

История Николо-Угрешского монастыря

История Николо-Угрешского монастыря

Легенда основания Николо-Угрешского монастыря

Николо-Угрешский монастырь считается одним из самых древних на русской земле, он был основан в 1380 году. Именно на этом месте, по преданию, великий князь Дмитрий Донской остановился со своей дружиной на отдых, когда направлялся на Куликово поле. И явился князю «пречудный образ Николая Чудотворца», который стоял «сам по себе в воздухе над деревом, никем не поддерживаемый».

После победы над ханом Мамаем, «благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».

Времена расцвета Угрешской обители

В летописях, датированных XV веком, есть упоминание об Угрешском подворье, расположенном на территории Московского Кремля, что свидетельствует о чрезвычайно высоком статусе монастыря.

В 1521 году святую обитель и соседнее с ней село Остров сжег хан Махмет-Гирей, но спустя два десятилетия ее отстроили сызнова. А когда все было готово, в обновленный монастырь приехал Иван Грозный, любивший эти места. Он же освободил Угреши от таможенных пошлин на монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

Высокие гости в монастыре

После Ивана Васильевича и другие цари любили выезжать сюда на богомолье. А в годы правления государя Михаила Федоровича такие поездки даже получили официальное название «Угрешские походы». Бывал здесь и Алексей Михайлович, который чрезвычайно благоволил монастырю и богато его одаривал.

Неоднократно наведывался в монастырь и юный Петр I. А после подавления бунта стрельцов он сослал сюда наиболее мятежных своих противников.

В Николо-Угрешском монастыре от времен основания никаких зримых архитектурных следов не сохранилось. Дело в том, что монастырь был очень богатым (сказывалась и славная история основания, и близость дворцового села Остров) и мог позволить себе активно строиться и развиваться.

Приезжавшие на богомолье в Николо-Угрешский монастырь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, первые Романовы делали щедрые пожертвования — монастырь даже называли в народе «царским». Яркой вехой его истории стало 11 июля 1668 года, когда обитель посетил государь Алексей Михайлович в сопровождении трех Патриархов — Иоасафа Московского, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского.

Угрешский монастырь после секуляризационной реформы Екатерины II

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесла секуляризационная реформа Екатерины II — он лишился и земель, и практически всех насельников. К 1830-м годам братии оставалось всего шесть человек, и святую Угрешу могли вообще закрыть! Так, наверное, и произошло бы, если бы не отец Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем отцом Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря.

В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.

Каменное строительство в Николо-Угрешском монастыре

В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине XIX века, лишь только колокольня — это 1758—1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине XIX столетия она была капитально перестроена.

От более древних времен сохранялся Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведен огромный Спасо-Преображенский собор, ставшим вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому времени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями.

Одной из уникальных достопримечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и, по счастью, остается украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Иерусалимская стена» (бытует и название «Палестинская»). Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная красно-кирпичная постройка условно (приближенно к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».

Словом, за 600-летнюю историю монастырь пережил многое: взлеты и падения, славу и забвение. Святую обитель систематически опустошали враги православия, но она непременно возрождалась.

Николо-Угрешский монастырь после революции

В XX веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. В стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, и жилье. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший).

Богослужебная жизнь в Николо-Угрешском монастыре теплилась до 1925 года, еще год работала Петропавловская церковь. В конце 1920-х-начале 1930-х годов все храмы обители были переоборудованы под жилые и административные здания. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны снесли верхние ярусы колокольни из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашистской авиации.

Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще «отбил охоту» у реставраторов заниматься Николо-Угрешским монастырем.

Возрождение Николо-Угрешского монастыря

Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось только в 1990 году, когда обитель вернули Церкви и монашеская жизнь обители затеплилась вновь. Решение о передаче монастыря Патриархии и начале реконструкции его зданий принимали депутаты городского совета г. Дзержинска.

15 декабря 1990 года был совершен первый после 1928 года молебен, на который собралось большое количество местных жителей.

1 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в монастыре Божественную Литургию и чин великого освящения Успенского храма. А церковь во имя Преображения Господня, построенная в XIX веке, стала первым подворьем Николо-Угрешской обители.

Сегодня паломники и туристы могут посетить музей-ризницу, который был открыт в 1998 году и в котором выставлено собрание богослужебных предметов, книг, икон...

В начале 1998 года было объявлено о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание при монастыре трехгодичного духовного училища, которое серьезно повлияло на жизнь и деятельность обители.

В 1999 году настоятельница греческого монастыря Дау игумения Макрина преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А в 2000 году епископ Диавлийский Дамаскин - частицу мощей Святителя Николая Чудотворца из пелопонесского монастыря Иоанна Предтечи. Частица мощей Николая Угодника передали из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме.

Сегодня Николо-Угрешская обитель — большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек.


Саша Митрахович 04.01.2018 07:40
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча