Никольская церковь Ныроб история

Никольская церковь Ныроб история

Время появления в Ныробе православного прихода неизвестно. Исследователь ныробской старины священник Василий Попов относил постройку первого храма здесь к 1613—1617 годам. Многие историки сужают датировку до 1613— 1614 годов, основывая свое заключение на том, что в 1613 году в Ныробе объявился чудотворный образ святителя Николая и для него понадобилась церковь. Другие исследователи предполагают, что для явленной иконы сначала была построена часовня над родником, на месте явления, а затем уже церковь.

Как бы то ни было, храм во имя святителя Николая появился в Ныробе не позднее 1617 года. О нем мы знаем из донесения чердынского воеводы Гаврилы Лодыгина царю Михаилу Федоровичу, датированного 1619 годом. В донесении государев чиновник сообщал, что ныробская Никольская церковь сгорела два года назад. В 1622 году Михаил Федорович интересовался состоянием церкви Николая Чудотворца в Ныробском погосте и просил воеводу Василия Бутурлина «досмотреть» ее и сообщить об итогах осмотра в Москву.

Количество прихожан первой церкви должно было быть небольшим. Известно, что в год заточения в Ныробе Михаила Никитича деревня насчитывала всего шесть дворов. Стремительно увеличиться за несколько лет население явно не могло. При этом, если принять во внимание то, что несколько отцов семейств пострадало здесь из-за своего сочувствия высокородному узнику, а кое-кто из них даже умер, и прибавить к этому лихолетье Смутного времени в России, то гораздо вероятнее предположить даже уменьшение количества жителей Ныроба к 1610-м годам. В 1624 году Ныроб составляли восемь дворов.

Впрочем, любой сельский приход в России того времени состоял не только из жителей населенного пункта, в котором находилась церковь, но и включал крестьян «тянувших» к селу деревень. Жизнь в глухих пермских лесах едва теплилась, редкие малочисленные деревни были разбросаны друг от друга порой на значительные расстояния. Поэтому ныробский приход занимал громадную территорию, достигая на севере деревенек по берегам рек Печоры и Колвы.

Деревянные церкви

Профессор Г. Н. Чагин указывает, что в Ныробе последовательно существовали четыре деревянные церкви во имя Николая Чудотворца: с 1613 по 1617, с 1619 по 1675, с 1675 по 1680, с 1681 по 1729 годы. Историк приводит интересные свидетельства. Среди документов Новгородского приказа сохранилась челобитная крестьян Ныробского погоста 1684 года, из которой следует, что Никольская церковь постройки 1675 года сгорела в 1680 году, а уже в 1681 году появился новый деревянный храм. Во время составления в 1707 году дозорной книги по Чердынскому уезду в Ныробе сохранялись две церкви, обе освященные в честь святителя Николая. Одна из них была построена в 1675 году, наиболее вероятно, взамен той, что срубили в 1619 году. Последнюю из деревянных Никольских церквей разобрали (или она сгорела) в 1729 году. К тому времени Ныроб уже в течение четверти века украшал каменный храм.

Несмотря на гибель деревянных церквей в пожарах, храмоименование их на протяжении XVII века не менялось. По мнению Г. Н. Чагина, это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, появлением в Ныробе в 1613 году иконы святого Николая Чудотворца, ставшей местной святыней; во-вторых, большим почитанием в народе святителя Николая как спасителя и хранителя в пути, на водах, в жилище. К святому Николе особенно почтительно относились ямщики, следовавшие через Ныроб в далекий путь на Печору. Следует добавить, что в устойчивости посвящения храма нет ничего необычного. Причины изменения наименования храма, как правило, крылись в обстоятельствах иного рода, нежели уничтожение предшественника огнем или от какой-либо другой напасти. Многие храмы, отстроенные еще в глубокой древности и впоследствии неоднократно разрушавшиеся и возводившиеся заново, до сих пор сохранили изначальное посвящение.

Каменная история

Каменная Никольская церковь строилась в Ныробе в 1704 году — в январе 1705 года ее освятили. Она принадлежит к типу бесстолпных од-ноапсидных пятиглавых храмов, каких немало возводилось в Прикамье в конце XVII — начале XVIII веков. При этом церковь является древнейшим каменным зданием Чердын-ского уезда и до сих пор представляет собой самое монументальное сооружение Ныроба. Она сложена из большемерного кирпича, перекрыта сомкнутым сводом, на внутренних плоскостях которого в виде неглубоких ниш выложены крупные кресты с голгофами, и снабжена обширной сводчатой трапезной с распалубками над окнами. Храм изначально был холодным, то есть не отапливался.

На месте сгоревшего в 1729 году деревянного Никольского храма в 1736 году построили теплую Богоявленскую церковь. У ее северной стены перед иконостасом была устроена ниша с гробницей М. Н. Романова. Согласно преданию, на этом месте и находилась могила боярина до тех пор, пока его останки не увезли в Москву. Примерно тогда же возвели и колокольню, занявшую пространство между каменными храмами, — но не по их оси, а со сдвигом к югу. Величественная ярусная колокольня сообщила определенную мощь всему архитектурному комплексу, но советской эпохи не пережила, ее уничтожили.

В честь святителя Николая Чудотворца в Ныробе устраивались главные приходские праздники, в соответствии с календарной традицией: 9 мая — на Николу Вешнего и 6 декабря — в Николин зимний день (обе даты даны по старому стилю). Столь же торжественно праздновалось первое воскресенье после заговенья на Петровский пост. К Николе приурочивались и ярмарки. Однажды, в разгар эпидемии холеры, жители Ныроба совершили крестный ход вокруг села, который вскоре стал традиционным и устраивался ежегодно. Во время Великого поста в Ныроб стекался народ для поклонения иконам Николая Чудотворца, цепям М. Н. Романова и его яме-темнице. В течение года бывало до 6 тысяч паломников.

В 1817 году на землях северной части прихода Никольского храма был образован новый приход. С тех пор и до революции ныробский приход образовывали, помимо Ныроба, двенадцать деревень и три выселка, в начале XX века все вместе насчитывавшие 417 дворов с населением 2263 человека обоего пола.

В 1866 году по благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита (Соснина) в храме Николая Чудотворца настелили чугунный пол. Между 1880 и 1883 годами в Никольской церкви проводился ремонт. Вероятно, изначально храм имел маленькие главки над алтарем и крыльцом, которые в ходе этого ремонта исчезли.

Специалисты по истории музыки отмечают, что в Ныробе очень долго держались допетровские певческие традиции. До второй половины XIX столетия здесь не практиковали партесное пение.


Саша Митрахович 26.11.2017 11:12
Загрузка...

Читать следующую статью

Никольский храм Ныроб сегодня

Читать предыдущую статью

Легенды строительства Никольской церкви Нироба

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...