Никольский собор Лаишево

Судьбы бывшего Троицкого, а сегодня собора Софии, Премудрости Божией, и Софийского, а ныне Никольского храма неразрывно связаны, и не только близостью названий. Оба были крупнейшими и важнейшими церквями своего родного города. Софийский храм тоже отличался весьма внушительными размерами, будучи пятиглавым зданием в «теремном» стиле и обладая пятью престолами. Его колокольня также не сохранилась, а прежде она возвышалась над Лаишевым на три десятка метров. Оба храма были закрыты советскими властями примерно в одно и то же время, однако восстановление фасадов и внутренних интерьеров Никольского собора затянулось надолго и по сей день далеко до полного завершения.
Никольский собор - первый из Софийских соборов
Прежний Софийский собор 1767 года постройки значительно старше нынешнего. Минуя стадию деревянного зодчества, он сразу строился из камня, на века, а важным поводом к его возведению был ожидаемый тогда приезд императрицы Екатерины II. Лаишев обрел статус уездного города, и поэтому в 1780 году церковь была преобразована в собор.
Однако в архитектуре нет ничего вечного, миновало почти столетие, и здание заметно поизносилось и обветшало. К 1853 году оно было полностью разобрано, и на его месте спустя 17 лет на казенные средства был построен новый каменный собор, освященный прежним именем. Главной святыней храма в народе считалась икона Божией Матери «Казанская» в богатом окладе. По воспоминаниям очевидцев, она была «в ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, и на ней чеканные письмена».
В центральном объеме собора размещались приделы Святой Екатерины и Пророка Илии, а в трапезной - Святителя Николая Чудотворца и Казанской Иконы Божией Матери. Трапезная поначалу была холодной, и в ходе ремонта 1899 года ее соединили с основным помещением здания, которое теперь полностью отапливалось в зимнее время установленной в подвалах собора парой мощных тепловых калориферов.
Также у собора имелись три приписных часовни, сложенные из камня: возведенная на южной стороне в 1735 году одним из богомольцев над гробницей схимонаха Варсонофия; часовня как молитвенный дом (1875) в честь 25-летней годовщины правления императора Александра II; кладбищенская часовня-усыпальница.
К началу XX века приход собора включал в себя свыше полутысячи дворов, где жило 2700 человек. Численность его резко сократилась сразу после прихода в Лаишево советской власти. Жертвой ее стал последний настоятель храма Леонид Евстафьевич Скворцов (1878-1918). Он был обвинен в сотрудничестве с белогвардейцами и расстрелян прямо в алтаре.
Спустя четверть века после закрытия собора и снятия колоколов в его здании был оборудован кинотеатр «Заря» (1956). Зрительный зал устроили в трапезной, а в предалтарном помещении соорудили буфет и туалеты. К тому времени на храме варварски уничтожили барабаны, главы и верхние ярусы колокольни. Лишь в сентябре 2013 года собор возвратили верующим, вновь освятили и открыли для богослужений. Сегодня здесь ведутся реставрационные работы.

Задача строителей и реставраторов - возвратить собору утраченный прежний вид и сделать его еще краше и выразительней.
Изначально это было довольно массивное здание, включавшее в себя четверик, три полуциркульных, то есть полукруглых апсиды, одноэтажную трапезную и колокольню. Окнам трапезной была придана форма арок, а нижнего яруса колокольни и апсид - прямоугольная. В декоративном оформлении храма делался явный акцент на зодчество русских теремов XVII века, об этом говорят, например, ряды кокошников.
Особая достопримечательность собора - уникальные росписи внутренних интерьеров, среди которых были работы талантливого мордовского художника и скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Удивительно, но из всех стеновых росписей собора уцелели именно его работы, сделанные по собственным эскизам на четырех столпах второго яруса храма. На них, в частности, изображены 16 фигур христианских святых.