Никон Радонежский житие преподобного

В Юрьеве-Польском — под сенью Георгиевского собора — родился и вырос Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского и один из самых известных — после Сергия, разумеется, — игуменов Троицкой Лавры, выдающаяся и деятельная личность России.
Согласно данным Жития, преподобный Никон Радонежский:
«рождение и воспитание имяше град, Юрьев зовом: сын родителю христиану, паче же благоверну и благочестием сиаюгцу: от юнаж возраста и от младых ногтей изволи Богу работати».
Еще в очень нежном возрасте он услышал о том, что неподалеку живет равноангельной жизнью игумен Сергий с братией, и пришел к нему, прося принять его в монастырь.
Преподобный Сергий, увидев перед собой почти мальчика, «голоуса суща», рассудил за лучшее испытать его и отослал к своему другу, преподобному Афанасию Высоцкому:
«мужю добродетелну сущу и зело искусну иноческаго пребываниа».
Афанасий принял отрока «не гладостне, ниже сладце». На просьбу «сотворить его иноком» он сурово отвечал: «Не можеши», — и стращал пришлеца жестокостью монашеского жития. Никон в ответ только плакал и смиренно просил не прогонять его.
Испытав Никона «на прочность», прп. Афанасий все же совершил над ним постриг и некоторое время руководил его духовным возрастанием, «соблюдая его отечески». Когда же Никон пришел в совершенные лета, он благословил его принять священный сан и отпустил к прп. Сергию.
Никон - второй игумен Радонежский
«Добре пришел еси, чадо Никоне!», — встретил его игумен Радонежский и поставил служить братии, что тот исполнял со всяческим прилежанием, радуясь такой возможности. Радовался и Сергий, глядя на его житье.
В скором времени он повелел Никону Радонежскому «во единой келии с собою пре-бывати, яко да и причастника того сотворит деланий духовных восхо-ждениа». Так Никон стал ближайшим учеником Сергия Радонежского.
Сергий готовил Никона к исполнению настоятельских обязанностей. И действительно, после кончины учителя прп. Никон принял на себя бремя игуменства и самоотверженно нес его, неустанно заботясь о братии. Вскоре слава о его добром настоятельстве вышла за пределы монастыря.
«И бе Никоново имя, — говорит агиограф, — яко свягцение некое, обносимо и всякими усты человечьски-ми хвалимо. И от прочих стран, градов же и весей, мнози благоговеинии и благороднии прихождаху к нему, ползы ради».
Но не радость приносили святому похвалы. Он скорбел о том, что не может вести, как прежде, уединенное житие, и в конце концов решил оставить игуменство и подвизаться в безмолвии. Троицким монастырем управлял некоторое время вместо него прп. Савва, будущий основатель Саввино-Сторожевской обители.
«Не скорби, но мужайся...»
Когда Савва ушел от Троицы, братия умолили Никона вновь быть у них настоятелем. Преподобный вынужден был согласиться, но теперь он отделял себе ежедневно некоторое время для безмолвия и молитвы.
В 1408 году монастыря достиг слух, что в русские пределы вторгся хан Едигей. Преподобный Никон встал на молитву. И в тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий, а с ними преподобный Сергий, предупредившие его о разорении обители. Но еще они пообещали, что место сие не запустеет, и монастырь возродится.
Перед приходом Едигея иноки скрылись в леса, забрав святыни и келейные вещи. Вернуться им предстояло на пепелище. Но Никон твердо помнил обращенные к нему слова Петра, Алексия и Сергия:
«Ты же, чядо, не скорби: но мужайся и да крепится сердце твое»
— и ревностно взялся за восстановление обители. В 1411 году вырос новый деревянный храм во имя Троицы Живоначальной, а через некоторое время игумен приступил к строительству каменной церкви над гробом преподобного Сергия. И здесь братию ждала великая радость: когда копали рвы под фундамент, обрели нетленные мощи основателя Троицкого монастыря. Было это в 1422 году.
Смерть преподобного Никона Радонежского
Строить каменный собор Никон пригласил «отвсюду зодчиа и каменосечца мудры и плинфотворителя», а украшали его прпп. Даниил Черный и Андрей Рублев. Тогда-то Андрей Рублев и написал дивную икону Пресвятой Троицы, являющуюся символом древнерусского искусства — и, добавим, древнерусской святости. Сквозь икону эту действительно что-то просвечивает, она являет собой не только недостижимо-высокий шедевр иконописи, но предельную богословскую высоту. Когда-нибудь, Бог даст, нам придется поговорить о рублевской «Троице» подробнее, но сейчас, увы, за недостатком места мы не можем с должным вниманием отнестись к этому «откровению художественного Боговидения».
После постройки собора игумен Никон недолго потрудился на земле. 17 ноября 1426 года, он, напутствовав братию и причастившись Святых Таин, мирно отошел ко Господу со словами:
«Изыди, душе моя, идеже ти уготовася: поиди радующеся, Христос зовет тя».
Погребли преподобного рядом с его учителем, мощи его почивают под спудом по сей день. Никон очень почитаемый Святой на Руси.