Нижегородский элеватор
Думается, теперешним туристам, с трудом преодолевающим нижегородские подъемы, любопытно будет узнать, что раньше в Нижнем действовал фуникулер. Или, как его здесь называли, элеватор.
Нижегородский элеватор открылся в 1896 году, к Всероссийской выставке 1896 года. Однако идея облегчить жизнь нижегородцам и гостям города возникла еще раньше.
В 1885 году талантливый механик В. И. Калашников предлагал городскому голове устроить фуникулер оригинальной конструкции, который должен был доставлять нижегородцев от Нижнего базара к Верхнему. Но только в 1888 году городская дума объявила конкурс на лучший проект фуникулера. В итоге был реализован проект петербургской фирмы «Р. К. фон Гартман и Ко», предполагавший устройство двух электрических элеваторов — Кремлевского (от самого низа Зеленского съезда до кремля Нижнего Новгорода; часть маршрута проходила под кремлевской стеной) и Похвалинского (от плашкоутного моста через Оку до того места, где сейчас стоит гостиница «Азимут»).
Нижегородские Элеваторы действовали до конца 1920-х годов. В 1927 году закрыли Кремлевский фуникулер, в 1928 — Похвалинский. С тех пор они не восстанавливались, хотя проекты такие предлагались.