Образ боярыни Морозовой на картине Василия Сурикова

Федосья Прокопьевна Морозова стала широко известна прежде всего благодаря исторической картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Образ на этом полотне во многом собирательный: художник писал его со знакомых сибирских женщин-старообрядок. В российской истории Федосья Морозова, в девичестве Соковнина, персонаж неоднозначный: некоторые видят в ней мученицу за веру, другие - одержимую фанатичку.
Следование расколу и его лидеру, духовному наставнику протопопу Аввакуму, сыграло в жизни одной из богатейших женщин Москвы, не принявшей реформы Патриарха Никона, решающую и трагическую роль. Прежде жившая в сказочной роскоши, придворная боярыня, вошедшая в родство с царицей Марией Ильиничной и владевшая огромным состоянием, тысячами крепостных и многими селами, Федосья Прокопьевна под влиянием Аввакума облачилась во власяницу, усмиряя плоть, и жертвовала деньги раскольникам. При этом духовный учитель порицал ее за посещение храмов, где служили по-новому, и даже призывал боярыню ослепить себя, дабы оградиться от мирских соблазнов, на деле же явно стремясь сделать ее полностью управляемой.
До поры до времени царица защищала мятежную Морозову, однако та наотрез отказалась отречься от старой веры, сознательно обрекая себя на голод, нищету и опалу, а значит - скорую гибель. Терпение царя иссякло, и по его приказу Федосью лишили всех земель и поместий и выслали из Москвы. Позднее она была помещена в земляную яму-тюрьму, где и скончалась от полного истощения в 1675 году.
Примечательно, что сцена на знаменитой картине Сурикова, где раскольница осеняет людей вокруг ее саней символом старообрядчества - двуперстным крестом, не соответствует действительности: арестованную Федосью увозили связанной, и она не могла шевелиться. Художник придал этой картине смысл, скорее, символический, за что и был неоднократно обвиняем критиками в исторической недостоверности и даже пропаганде раскола.