Образ Спаса Нерукотворного в Спасо-Преображенском соборе Петербурга

Образ дарованный Господом
История образа Спаса Нерукотворного уходит в глубь веков. Согласно преданию, до правителя Эдессы Авгаря, страдавшего проказой, дошел слух, что Христос способен вылечить человека одним словом. Царь отправил к Нему живописца Ананию, вручив тому письмо к Спасителю, в котором просил Его прийти в Эдессу. Взамен Авгарь пообещал разделить с Христом царство. А Анании он велел тайком от Иисуса Христа написать Его образ.
Христос, узнав о желании Авгаря, омыл свое лицо и утер его чистым полотном — убрусом. Когда же он отнял убрус от лица, то на полотне остался Его образ. После получения полотна страдания Авгаря облегчились. А уже после Вознесения Спасителя в Эдессу пришел апостол Фаддей, крестил царя, и тот окончательно вылечился. На ткани Нерукотворного Образа Авгарь написал: «Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится». В 944 году образ привезли из Эдессы в Константинополь.
Спас Нерукотворный в Петербурге
Хранящийся в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга образ Спаса Нерукотворного написал, как считают некоторые исследователи, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитый московский мастер Симон Ушаков.
К Петру I икона перешла по наследству от его матери, второй супруги Алексея Михайловича Наталии Кирилловны. С образом император старался не расставаться никогда.
16 (27) мая 1703 года был день Пресвятой Троицы, и государь молился перед образом Спаса Нерукотворного, испрашивая благословения на возведение новой столицы. После молебна на Заячьем острове Петр копал ров, и когда присутствующие заметили в небе парящего орла, то сочли это добрым знаком. В яму опустили ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного; Петр взял три куска дерна, прикрыл его и воскликнул:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».
И тут же прогремел торжественный залп из пушек.
Считается, что образ Спаса защитил Петра во время Полтавской битвы 1709 года. Тогда в государя попали три шведские пули, причем одна — прямо в висевший на груди крест. Впоследствии икона стояла перед ним в момент смерти. После кончины Петра ее поместили в домике государя на Петроградской стороне, куда приходили для поклонения тысячи горожан.
Один из почитателей святыни следующим образом описал ее:
«Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.... Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что, взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса».
Образ Спаса Нерукотворного долго находилась в часовне на Петроградской стороне, закрытой в 1930 году. Затем его перенесли в снесенную шесть лет спустя Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице. И лишь после этого эта уникальная Русская икона оказалась в Спасо-Преображенском соборе.