Первое стояние на Угре 1408 год

На фото: В Российской империи Витовта считали «своим». На фотографии он - третий слева (в шлеме европейского образца) в ряду выдающихся деятелей Отечества на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде.
Стояние на реке Угре 1480 года, приведшее к падению татаро-монгольского ига, - один из ключевых эпизодов российской истории, известный большинству наших соотечественников. Но мало кто знает, что это было уже второе стояние на берегах Угры, а в ходе первого татары были вообще-то союзниками Москвы.
Дата первого стояния на Угре, так уж совпало, не сильно отличается на письме от даты второго. Не 1480 год, а 1408-й. Это было время, когда великий князь Московский Василий I не поладил со своим свойственником, великим князем Литовским Витовтом (вторая жена Витовта была тещей Василия I). Династический брак не помог князьям разобраться в извечной проблеме двух держав - взаимных претензий на северо-западные русские земли.
В 1405-м Витовт пошел войском на Псков. Тогда это было формально независимое образование; псковичи обратились за помощью к Василию, и в 1406 году Москва объявила Литве войну. Две армии сошлись под Крапивной, но в битву предпочли не вступать - там же заключили перемирие.
Однако бояре подговаривали Витовта к дальнейшей экспансии, и вот, в 1407-м литовцы заняли Одоев и подошли к Вязьме. Туда подтянулись и русские войска - только для того, чтобы... вновь заключить перемирие.
Но у Василия, по-видимому, «осадок остался»: когда соперник Витовта, Свидригайло, приехал в Москву искать помощи в своих претензиях на литовский престол, московский князь принял его с распростертыми объятьями и даже отдал «в кормление» Владимир, Переславль, Юрьев-Польский, Волоколамск и Ржев! Раздраженный Витовт в 1408 году двинул войска уже прямиком на Москву.
На Угре их встретили войска Василия I с верными ему татарскими отрядами. Постояв друг против друга, стороны... в третий раз заключили мир.
Это может показаться нелепым (хотя бойцам с той и другой стороны, конечно же, было отрадно не проливать кровь), но на то были веские внешнеполитические причины. И у Витовта - он готовился к войне с Тевтонским орденом (1410 год - битва при Грюнвальде), и у Василия - того «поджимала» Орда: далеко не все татарские кланы были благосклонны к Москве, в том же 1408-м город едва не сжег темник Едигей.
А «Вечный мир», заключенный на берегах Угры, хотя и не стал вечным, но продержался довольно долго по меркам русско-литовских отношений - до 1492 года.