Петр Отшельник

Петр Отшельник - великий молитвенник, подвижник благочестия. Господь даровал ему необыкновенно долгий век — скончался старец 133-х лет от роду.
За алтарем Никольской церкви в Касимове стоит простенькая кирпичная часовня. Поставили ее в конце 1840-х годов на средства купеческой жены Анисьи Зайцевой над могилкой Петра Семенова, последние девять лет своей невероятно долгой жизни жившего в избушке неподалеку от Никольского храма, на откосе Никольского оврага. Осенью 2013 года, при уборке этой часовенки, в колодце над местом захоронения обнаружили две доски: на одной из них был изображен старец Петр в гробу, на другой имелась посмертная надпись с кратким жизнеописанием подвижника.
В Никольской церкви о Петре Отшельнике помнят. В день его кончины 24 декабря (по новому стилю), приходящийся на день памяти преподобного Даниила Столпника, здесь служат заупокойную литию о касимовском старце.
Крестьянский сын
Петр Семенов появился на свет в 1714 году в крестьянской семье, «родом города Сапожка села Путятина деревня Уши» (ныне поселок городского типа Сапожок — райцентр Рязанской области). В детском возрасте он сильно отличался от своих родственников — был неизменно серьезен, трудолюбив, много молился, уже в отрочестве полюбил уединение.
Когда пришла пора, мать задумала женить сына — Петр, считая невозможным перечить родительнице, тем не менее сильно тосковал и обращал молитвы к Господу с просьбой избавить его от семейной жизни. Явившийся «жениху поневоле» в тонком видении старец (подобных чудес в дальнейшей жизни Петра будет немало) посоветовал ему бежать куда глаза глядят — и тот внял этому совету.
Некоторое время он обретался в Тамбове — у некоего купца в услужении. Когда выяснилось, что у Петра нет вида на жительство, его по этапу выслали в Сапожок, там передав помещику, чьим крепостным он являлся. Вскоре Петр узнал, что и помещик хочет женить его и посадить в деревню земледельствовать. Тогда он попросил хозяина отдать его в солдаты. По некотором размышлении помещик внял этой просьбе.
На войне
Петр находился на военной службе более тридцати лет — памятная табличка, обнаруженная в часовне над его могилой, сообщает точные даты: с 1736 по 1769 год. За это время солдат Семенов много где побывал, много чего повидал, не однажды находился на волосок от гибели, о чем сохранились собственные его поздние рассказы, записанные слушателями. Всякий раз в трудных ситуациях его спасал не случай, не везение, не даже солдатская сноровка, а помощь свыше. Так было, когда он с двумя спутниками угодил во вражескую засаду; так было, когда его задумал зарезать во сне хозяин харчевни, соблазнившийся солдатским мешком Петра (а там и были-то одни кремни для ружья)...
Отшельничество
Окончив в 1769 году военную службу, Петр много странствовал по святым местам, а потом пришел в Саровскую пустынь, где тогда подвизался преподобный Серафим Саровский. Иногда утверждается, что Петр на протяжении восьми лет был келейником у великого русского святого, однако документальных подтверждений этому до сих пор не найдено. Как бы то ни было, предание сохранило слова преподобного Серафима, сказанные Петру, покидавшему монастырь: «Тебе, Петр, определено свыше жить в уединении...»
Чаемое уединение, необходимое для горячей молитвы, подвижник нашел в Касимове. Он обосновался не в самом городе, а в дальнем овраге Бабенка (по этому оврагу течет в Оку речка Бабенка, отделяющая Старый Посад от Пушкарской слободы). Здесь Петр отыскал пещерку неподалеку от источника, в которой в молитвенных подвигах провел следующие двадцать лет. Пропитание себе старец добывал плетением лаптей — изредка его видели на базаре, где он менял свой «товар» на хлеб.
Укрепившись в духовной трезвости и обретя явные духовные дары, Петр перебрался в город, выкопав себе землянку в саду мещанина Власа Коровкина.
Людей он отныне не чурался; касимовцы привыкли встречать его на улицах с топором на плече: колка дров теперь стала его любимым занятием (помимо молитвы, разумеется). Выглядело это, правда, на сторонний взгляд странно. Летом Петр приходил на берег Оки, вытаскивал из реки дрова, пригоняемые по ней, и, не спрашивая, кто их хозяин, рубил и складывал в поленницы. Поначалу удивлялись такой «практике», потом привыкли, и уже никто не спрашивал, кто этим занимается, — знали: Петр.
Ему платили за работу (хотя подвижник никакой платы никогда не просил) — деньгами, хлебом, свечами.
Так прошло еще 34 года, после чего начался последний, «Никольский», период жизни старца. По его просьбе почитатели отшельника соорудили ему двухкомнатную избушку на откосе Никольского оврага, неподалеку от Никольского храма, где он молился. Почему Петр выбрал эту, самую беднейшую тогда в Касимове, церковь? Сам он говорил: «Бог милостив, и этот храм прославит и украсит, и священников упрочит». Одна из почитательниц, купеческая жена Анисья Зайцева, объясняла выбор Петра так: «Старец избрал себе жилище вблизи нее (Никольской церкви. — Прим, ред.) не только для того, чтобы чаще бывать в ней на молитве, но более имея в виду бедность этого храма, как будто предчувствуя или предвидя, что... он привлечет в этот храм богомольцев и усердных дателей».
Двери Петровой келии были всегда открыты для посетителей; обретаясь в Никольском овраге, старец принимал всех, щедро снабжая страждущих, несчастных, сомневающихся советами и предупреждениями. Вот отзыв одного из современников:
«Никогда, никто не отходил от него без знака его простой бесхитростной мудрости: несчастный без утешения, угнетенный без сил сносить угнетение, грешник, ослабевший под тяжестью грехов, без уверенности в милости Божией. Простые бесхитростные советы его предупреждали несчастия, его наставления и молитвы помогали в бедах и болезнях, предсказания его всегда оправдывались, в чем убеждались даже и люди неверующие».
В жизнь вечную Петр Отшельник отошел 11 (24) декабря 1847 года. Похоронили его, по благословению правящего архиерея, в ограде Никольского храма, за алтарем.