Плёс история города

Первое летописное упоминание о Плесе относится к 1141 году, но в них рассказывается о событиях века ХI-го, когда Плёс представлял собой деревянную крепость с неплохо заселенным посадом вокруг. Еще бы, ведь уже в те времена Волга являлась главной водной магистралью на Руси.
Факт существования по крайней мере двух крепостей в истории Плёса уже говорит о многом: мимо Плёса не прошло ни одно крупное историческое событие Руси. Княжеские междоусобицы сменялись набегами монгольских орд, а те - разорительными походами поляков. Но откуда «есть пошел» сам городок Плёс, превратившийся ныне в одно из посещаемых и любимых туристами мест на Волге?

На самой верхотуре Соборной горы уже столетие стоит памятник Василию I - великому князю Московскому и Владимирскому, старшему сыну Дмитрия Донского. И это - одна из главных достопримечательностей городка Плес. Справа от памятника расположена другая - старинный Успенский храм, а слева - здание присутственного места XIX столетия, ныне - музей.
Точная дата основания города Плёс неизвестна, однако археологические изыскания показали, что город имел все признаки крупного торгово-ремесленного центра. Его посад тянулся вдоль берега Волги на два километра, а на горе находился деревянный кремль. В 1238 году укрепленное поселение было разрушено татарами, о чем говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем», и вплоть до начала XV века Плес не играл никакой существенной роли в жизни Руси. Однако в 1410 году по указанию московского князя Василия Дмитриевича здесь, на высоком берегу Волги, построили новую деревянную крепость. Именно эта дата долгое время считалась годом основания Плеса.
Крепость имела для Москвы важное оборонительное и экономическое значение, позволяя контролировать Волжский путь. Отныне никто не мог пройти мимо «неучтенным». В это время Плес появляется на картах наряду с такими крупными городами Верхней Волги, как Ярославль и Кострома. Любопытно, что упоминает его и Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря».
В 1609 году Плес захватили отряды пана Лисовского, но, вероятно, крепости в тот момент уже не существовало: во всяком случае, следов пожарища на ее предполагаемом месте обнаружить не удалось.
С начала XVII века крепость уже не восстанавливалась. Застава в этих краях теперь никому не понадобилась. В это время Плес динамично развивался как торговый город. С низовьев Волги сюда везли зерно, здесь мололи, а затем в виде муки переправляли в Шую и другие города.
Здесь же аккумулировались и домотканые полотна, расходившиеся потом по верхневолжским городам. В 1778 году Плес получил герб и статус уездного города.
С постройкой в 1871 году железнодорожной ветки Иваново-Вознесенск — Кинешма, обошедшей Плес стороной, его торговое значение упало. Многие купцы перебрались в Кинешму, городок вполовину опустел (до двух с небольшим тысяч жителей) и постепенно стал любимым пристанищем дачников — в особенности тех, кто был не чужд художественных склонностей.