Преображенский храм Большие Вяземы история

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах, молившихся в Спасо-Преображенском храме или любовавшихся его изящными формами, поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.
Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон. Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.
В 1619 году, на излете Смуты, вязёмский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.
К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады.
В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну. Он предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям. Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская.
Преображенский храм и Пушкин
Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы.
В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.
Война 1812 года
Война не обошла стороной Большие Вяземы, стоявшие на главной «западной» дороге. Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Голицыных был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».
По оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».
Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу. Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.
К концу XIX столетия Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьезные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть. Пришлось снять с нее колокола и заняться ее укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма. В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена.
После революции
После 1917 года Преображенскому храму Больших Вязем пришлось пройти обычный — и страшный в своей обыкновенности — путь православной церкви в агрессивно атеистическом государстве.
В богоборческую эпоху Спасо-Преображенский храм был начисто ограблен — все его прежние святыни, сохранившиеся до нашего времени, находятся в музейных собраниях. Церкви оставили только ее фрески, но и их нынешнее состояние требует вмешательства реставраторов. Все, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось на нужды победившего пролетариата.
Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли. По закрытии в оскверненной церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная ее фаза пришлась на 1950—1960-е годы.
Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую, церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.