Спасо-Преображенский храм Большие Вяземы Московская область

Содержание:
Сведений об истории появления в Больших Вяземах каменного Спасо-Преображенского храма сохранилось совсем мало. Лишь в некоторых временных границах удается обозначить время строительства Преображенской церкви.
Строительство Преображенского храма
Единственные точные сведения, касающиеся самого начала Преображенского храма в Больших Вяземах, содержатся в Пискаревском летописце — русской летописи начала XVII века, наиболее оригинальная и любопытная часть которой относится к эпохам царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова и русской Смуты. Описывая заслуги умершего в 1598 году Федора Иоанновича, автор летописи перечисляет заметные храмы, при нем выстроенные.
Таким образом, верхняя граница временного промежутка, когда была создана эта красивейшая церковь, определяется без труда — это 1598 год. Нижняя, по той же схеме, — 1584 год: начало царствования Федора I.
Преображенский храм Большие Вяземы история

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах, молившихся в Спасо-Преображенском храме или любовавшихся его изящными формами, поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.
Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон. Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.
В 1619 году, на излете Смуты, вязёмский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.
К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады.
В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну. Он предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям. Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская.
Преображенский храм и Пушкин
Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы.
В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.
Война 1812 года
Война не обошла стороной Большие Вяземы, стоявшие на главной «западной» дороге. Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Голицыных был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».
По оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».
Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу. Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.
К концу XIX столетия Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьезные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть. Пришлось снять с нее колокола и заняться ее укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма. В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена.
После революции
После 1917 года Преображенскому храму Больших Вязем пришлось пройти обычный — и страшный в своей обыкновенности — путь православной церкви в агрессивно атеистическом государстве.
В богоборческую эпоху Спасо-Преображенский храм был начисто ограблен — все его прежние святыни, сохранившиеся до нашего времени, находятся в музейных собраниях. Церкви оставили только ее фрески, но и их нынешнее состояние требует вмешательства реставраторов. Все, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось на нужды победившего пролетариата.
Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли. По закрытии в оскверненной церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная ее фаза пришлась на 1950—1960-е годы.
Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую, церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.
Архитектура Преображенского храма Больших Вязем

Архитектура Преображенского храма Больших Вязем известна как годуновский стиль (или: годуновский классицизм).
За двадцать лет своего фактического царствования в России, которое началось еще при живом Федоре Иоанновиче, Борис Годунов, развернувший массовое каменное строительство по всей стране, успел сформировать целое отдельное направление в зодчестве. Немало тому помогли многочисленные иностранные (и итальянские в том числе) мастера, по его приглашению буквально потоком хлынувшие на Русь.
Иностранные зодчие не устраивали революций, в своих постройках ориентировались на стиль древнерусской архитектуры, но привнесли в него ренессансные черты, главными из которых стали четкость и выверенность пропорций, абсолютная симметрия всех частей здания (в частности, пары приделов) и некоторые классические элементы, применяемые при строительстве (пилястры на фасадах, скругленные кокошники, тонкая профилировка кирпичных карнизов). Традиционное пятиглавие, аркатурные пояса на барабанах, пирамидальная структура зданий, «воздушные» галереи (как правило, двухъярусные), опоясывавшие храмы с трех сторон, — все это лишь добавляло творениям «годуновских» зодчих легкости и изящества.
Таков вязёмский Спасо-Преображенский храм. В XIX веке он был обезображен пристройкой к нему с запада совершенно не гармонирующей с церковью колокольни и устройством четырехскатной крыши, скрывшей под собой закомары основного объема, но в XX столетии реставраторы вернули храму первоначальный облик.
Спасо-Преображенская церковь Вяземы интерьер

Ныне основная богослужебная жизнь Спасо-Преображенского храма происходит в Никольском приделе, занимающем подклет церкви. Небольшая площадь, низкие своды, массивные арки, невысокая алтарная преграда и очень просторная галерея — вот основные особенности этого придела.
Наибольший интерес с художественно-исторической точки зрения представляет верхний храм, куда ведет широкая лестница, восстановленная на месте снесенной в 1960-х годах поздней колокольни, не простоявшей и века.
Четверик верхней церкви поражает прежде всего своей высотой (особенно после нижнего храма). Глядя на Спасо-Преображенский храм снаружи, этой «внутренней» устремленности вверх как-то не предполагаешь — виной тому, быть может, двухъярусная галерея, как бы скрадывающая немалый «рост» постройки.
Второе, что производит немалое впечатление, — это росписи, которым уже примерно четыреста лет. Когда-то фрески покрывали стены храма, его своды и столпы сплошным цветным ковром; позже они были частично записаны сверху масляной живописью; ныне оттого ковра остались лишь фрагменты — но довольно значительные.
Граффити на польском и латинском языках, разбросанные по стенам тут и там на высоте человеческого роста, погружают нас в атмосферу начала XVII века; тут происходит как бы «материальное» прикосновение к истории, которое всегда помогает отчетливее ощутить атмосферу далеких времен. Парадокс: былой продукт кощунства иноземцев ныне превратился в исторический, почти «музейный» артефакт, вызывающий немалый интерес у наших современников.
В Спасо-Преображенском приделе установлен новый иконостас — с новыми же иконами. С фоном, представленным старыми фресками, он несколько конфликтует, но тут уж ничего не поделаешь: богослужения в храме совершать необходимо — не до эстетического снобизма. Прежний резной золоченый иконостас с образами работы мастеров Оружейной палаты, устроенный в храме в конце XVII века тщанием Б. А. Голицына, был разобран и, надо думать, «утилизован» после закрытия церкви в 1938 году.
Спасо-Преображенский храм Больших Вязем богослужения контакты как добраться расположение на карте

Богослужения в Спасо-Преображенском храме Больших Вязем
Богослужения в Спасо-Преображенском храме ежедневно не совершаются. Обязательной воскресной литургии, как в большинстве храмов, здесь также нет. Расписание богослужений уточняйте на сайте церкви.
На престольный праздник Преображения Господня, 19 августа (по новому стилю), совершается крестный ход.
Контакты
- Адрес: 143050, Россия, Московская обл., Одинцовский район, р.п. Большие Вяземы
- Телефон: +7 (495) 598-22-47, +7 (916) 590-63-48
- Сайт храма: www.храмвяземы.рф
- Сайт интернет-журнала «Правкруг»: www.pravkrug.ru
Как добраться самостоятельно к храму
С Белорусского вокзала Москвы — электропоездом до станции Голицыно, далее автобусами №№38, 50 или маршрутными такси №№38,79, 1055 до остановки «Институт»; как вариант: пешим ходом, это займет около двадцати минут.
Информация для автомобилистов: Большие Вяземы находятся на 44-м километре Можайского шоссе.