Родионов Сергей Константинович архитектор

Родионов Сергей Константинович архитектор

Родионов Сергей Константинович (1859–1925) - видный московский архитектор конца XIX — начала XX века, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры.


Сергей Константинович Родионов родился 22 июня 1859 года в древнем Владимире-на-Клязьме в семье потомственных дворян. Предки его проживали во Владимирской губернии, но судьба самого архитектора оказалась связана с Москвой, причем связь эта обозначилась весьма рано: среднее образование Сергей Родионов получил не в родном Владимире, а в 3-й Московской мужской гимназии, одном из старейших учебных заведений первопрестольной столицы.

На пути к заветной мечте

Еще в гимназические годы Сергей Родионов полюбил рисовать и «строить» — пока мысленно и на бумаге — здания. Следуя своим склонностям, по окончании гимназии Родионов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одно из ведущих художественных учебных заведений дореволюционной России. В 1883 году, после завершения курса в училище с Большой серебряной медалью, он получил звание классного художника архитектуры. Еще до окончания училища, с 1881 года, Родионов начал служить во Владимирском дворянском собрании, членами которого были его отец и он сам. Вскоре архитектор продолжил художественное образование в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, но не окончил курса.

Отсутствие «академического» художественного образования не помешало Родионову начать архитектурно-строительную деятельность в 1884 году. В 1885 году он был назначен городским архитектором Клина и состоял в этой должности четыре года. С 1889 года начал работать в Москве. Сначала Родионов служил в Елизаветинском институте, затем в течение более чем четверти века — в Измайловской военной богадельне, для которой возвел несколько построек. Параллельно с деятельностью в военной богадельне с 1894 года он занимал место архитектора Синодального управления в Москве.

Около десяти лет, с 1907 по 1915 год, Сергей Константинович работал в Московском губернском земстве, заведуя статистическим и строительным отделами. Свой опыт работы в этом ведомстве он обобщил в Памятке, посвященной 50-летию Московского земства. В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, для которых написал учебное пособие по отоплению и вентиляции.

Зодчий-аристократ

Принадлежность к высшим дворянским кругам во многом определила личную и творческую судьбу архитектора. Он был женат на княжне С. Н. Шаховской, племяннице князя Н.Л. Трубецкого, и не раз пользовался протекцией своих высокопоставленных родственников. Именно Трубецкой устроил его архитектором в Московский Елизаветинский женский институт и рекомендовал его в качестве специалиста для реставрации Успенского собора Московского Кремля — главного места коронационных торжеств — перед коронацией императора Николая II. Благодаря семейным связям Родионов получил заказ на перестройку усадебного дома П. Н. Трубецкого в Узком.

Специалисты считают ее одной из самых удачных работ архитектора. Безусловно, «налет семейственности» есть и в заказе Родионову проекта колокольни в Федоровском: усадьба долгое время принадлежала Шаховским, с которыми в родстве состояли Эйлеры, владевшие Федоровским с середины XIX века. Как мы уже упоминали, усадьба досталась в приданое правнуку великого математика А. А. Эйлеру, когда он женился на Надежде Васильчиковой, дочери Николая Васильевича Васильчикова и Марии Васильевны Шаховской.

Сергей Константинович Родионов принадлежал к поколению архитекторов-эклектиков. По мнению известного историка зодчества Марии Нащокиной, автора капитального справочника «Архитекторы московского модерна»,

«отсутствие у него яркого художественного дарования наложило на большинство его произведений печать усредненности и типичности, всем им недоставало образного лаконизма и хорошо нарисованных запоминающихся деталей. Наиболее выразительные его постройки были возведены в русском стиле (например, тюремная церковь в Дмитрове)».

Творческий стиль Родионова

Используя язык московского и ярославского зодчества XVII века, Родионов спроектировал немало культовых зданий или пристроек к ним в Московской губернии. Черты владимиро-суздальского зодчества XII века прочитываются в его неорусской постройке — церкви Иверской общины сестер милосердия в Москве.

Примеры модернизма (в узком смысле слова) в творчестве архитектора практически отсутствуют. Единственное подобное здание, которое под вопросом можно отнести к его произведениям, это небольшой особняк Аслана Тарасова в Медвежьем переулке Москвы. Постройка демонстрирует яркий, насыщенный крупным скульптурным декором язык раннего московского модерна, восходящего к мотивам французского «ар нуво». Некоторая доморощенность деталей и традиционность объемно-пространственной композиции придают ей особое московское очарование. Однако полной уверенности в авторстве Родионова нет. В архиве хранится первоначальный проект особняка в совершенно иных стилистических приемах эклектики, который и выполнен его рукой. Чертеж осуществленного здания подписан именем В. А. Вопилова, архитектурного техника. Возможно, он делал просто копию с оригинального, не дошедшего до нас проекта или выполнял проектную работу под руководством Родионова в качестве его помощника. Пока этот вопрос остается без ответа.

Среди московских построек Родионова обращает на себя особое внимание доходный дом Миансаровой на Сухаревской площади (1908—1911), который с определенной натяжкой можно отнести к сооружениям неорусского стиля. Фасад его полностью облицован керамическими плитками разного цвета, что заставляет вспомнить декор знаменитого Крутицкого теремка XVII века. На однообразную фасадную плоскость пятиэтажного дома наложена контрастная в цветовом отношении облицовка, создающая эффект мощной пластической артикуляции. Наибольшую фантазию архитектор проявил в решении кровли. Вопреки обыкновению, крыша над единым призматическим телом дома сделана многосоставной из четырех разнородных элементов — двух разновысоких кровель с резными гребнями, «бочки» и шатра над декоративной башенкой.

После революции и до 1924 года Родионов заведовал музеем московского Нескучного сада, трудился на поприще охраны памятников старины, состоял в строительной комиссии Наркомпроса. В 1921 году именно он производил работы по реставрации Китайгородской стены (увы, вскоре после реставрации снесенной), ремонтировал главный дом дачи Мамонова, что на Воробьевых горах. Читал курсы лекций по реставрации и истории искусств в Академии физической культуры Всеобуча.

Сергей Константинович Родионов скончался в 1925 году и был похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.

Выдающиеся личности Москвы.


Саша Митрахович 08.03.2018 11:42
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча