Село Беседы Московская область

Содержание:
Сразу за Московской кольцевой дорогой на правом берегу Москвы-реки уютно расположилось село Беседы - один из самых древних населенных пунктов в Подмосковье. Археологи уверяют, что еще за пять столетий до Рождества Христова здесь уже жили люди.
Правда, раскопки курганов в окрестностях села Беседы, начатые сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году, ничего сенсационного не принесли, но археологи нашли артефакты, возраст которых определялся достаточно точно.
По некоторым находкам можно судить, что здесь предпочитали селиться племена ранних славян (предположительно, вятичей).
Беседы и Дмитрий Донской (версия возникновения названия села)
Что касается названия - Беседы, то исторические предания связывают его с именем князя Дмитрия Донского, который незадолго до знаменитой битвы на Куликовом поле собрал здесь военный совет - беседу. Князю доложили, что на Москву движется Мамай во главе огромной орды. Тогда князь в своем походном шатре на высоком берегу реки и провел «беседу» с лучшими воеводами. Среди них были очень достойные мужи: Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый - удельный князь Серпуховской, тот самый, что позднее, уже во время битвы, вместе с воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским командовал знаменитым засадным полком, собственно и решившим исход сражения.
Присутствовал на «беседе» и сам боярин Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, талантливый полководец, которому Донской, как следует из знаменитого «Сказания о Мамаевом побоище», после битвы сказал: «Воистину, Дмитрие, не ложь твои приметы, подобает ти всегда воеводою быти». Слово «приметы» имеет два значения - «предвестие» и «отличительные признаки», видимо, Донской имел ввиду оба.
С Беседского холма в эпоху Донского прекрасно просматривались три главные подмосковные дороги: Болвановская, Брашевская и Котловская. Именно по ним в пункт сбора войск в Коломну двинулись десятки тысяч конных и пеших воинов, дабы под флагом Донского дать бой ордам Мамая.
И все же без документального ответа остаются вопросы: на самом ли деле такой военный совет имел место, и было ли на нем принято решение вступить в открытое столкновение с Мамаем? Также мы достоверно не знаем, отдавал ли князь Донской после победы и в честь нее срубить на месте «беседы» деревянную церковь во имя Рождества Христова? Но мы точно знаем, что вскоре в двухстах километрах южнее села на речке Непрядве, ханская орда была наголову разгромлена.
Беседы - Вотчина Годуновых
Дмитрий Донской скоропостижно скончался вскоре после победы на Куликовом поле, немного не дожив до 40 лет. Беседская вотчина московских князей стала менять одного за другим владельцев, о многих из которых мы практически ничего не знаем. Двести лет спустя после смерти князя, на исходе XVI века, эти места вновь привлекли внимание монарших особ.
Случилось это после женитьбы младшего сына Ивана Грозного царевича Федора на Ирине Федоровне Годуновой. Во время церемонии бракосочетания в Успенском соборе Московского Кремля, дядя невесты Дмитрий Иванович и ее брат Борис удостоились высокой чести нести главные царские регалии - скипетр и венец. Другими словами, родственники царицы вошли в ближний круг царя, получив, как полагается, соответствующие привилегии и дары. Среди подарков были и поместья к юго-востоку от столицы, в том числе и село Беседы.
История села Беседы
После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Беседская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому.
Это чрезвычайно замечательный персонаж в русской истории, хотя и незаслуженно забытый. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. Вклад в победу Дмитрия Тимофеевича оценивается, по крайней мере, не меньше, чем вклад знаменитого Пожарского, а тем более Минина. Именно Трубецкой после изгнания с русской земли чужеземцев становился правителем Руси. Правда, ненадолго, до тех пор, пока Земской собор в 1613 году не избрал государем первого из рода Романовых - Михаила.
Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма.
В 1646 году Беседская вотчина уже находится в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова.
В 1767 году владельцем этих мест становится граф Алексей Григорьевич Орлов. Он приходился младшим братом знаменитому фавориту Екатерины Великой Григорию Орлову. Это он отвозил в Ропшу свергнутого в 1762 году Петра III. Потом командовал русской флотилией в войне с Турцией 1769 года, и под Чесмой разбил турецкую эскадру, получив от императрицы титул Чесменский.
Орлов, правда, предпочитал Петербург Москве и практически не бывал в Беседах. В 1807 году граф Орлов-Чесменский скончался, а бесединские владения перешли по наследству к его дочери Анне, «камер-фрейлине Двора Его Императорского Величества», которая продала Беседы в царскую казну.
В 1812 году Беседы и окрестные земли захватили французы, хотя и не без сопротивления селян, которым заранее было выдано оружие для самозащиты. Так, 19 сентября в деревню Зябликово пришел первый отряд французов, насчитывающий полсотни человек. Однако в столкновении с ополченцами 10 из них погибли, а остальные отступили в Москву. Сообщается, что из бесединцев погиб лишь один - крестьянин Иван Михайлов. Но через неделю французы вернулись с подкреплением. «Русский вестник» пишет, что их отряды, насчитывающие до четырех сотен солдат, сменяя друг друга, грабили вотчину несколько недель - до середины октября.