Село Вятское история

Село Вятское история

Село Вятское, что в 38 километрах от Ярославля, сейчас входит в число самых красивых деревень России. На его территории в настоящее время действует огромный историко-культурный комплекс - с разнообразными музеями, храмом, гостиницей и ресторацией. Но путь к процветанию был долгий и трудный.


Первые упоминания в истории о селе Вятском относятся к самому началу XVI века. Тогда оно было центром митрополичьей Вятской волости. Там стоял дом митрополита и несколько крестьянских изб. А во второй половине столетия в селе уже имелись дворы церковников, приказчика митрополита, двор пашенных крестьян. За Ухтомкой селились торговцы и ремесленники.

Свое название село получило, согласно одной из версий, потому что рядом проходила дорога на Вятку.

Надо отметить, что местные жители не только на земле работали - в Вятском процветал так называемый отхожий промысел - крестьяне могли уходить в большие города на заработки. Между прочим, одним из отходников был Петр Телушкин, основоположник промышленного альпинизма, русский умелец, без лесов забравшийся на шпиль Петропавловского собора и починивший крыло ангелу. Отходники, ведя успешно дела в городах, становились купцами и возвращались на свою малую родину. Там они строили себе дома по образцу столичных, мостили дороги, открывали богадельни, школу, библиотеку.

Таким образом, в XVII веке село стало напоминать маленький город. Показателен тот факт, что Патриарх Филарет (Федор Романов, отец Михаила Федоровича - первого русского царя из рода Романовых) сделал его своей вотчиной.

Благодаря суглинистой почве, в Вятском процветало огородничество. Особенно хороши были местные огурчики - их поставляли и в другие города, даже в Архангельск.

В Вятском регулярно устраивалась ярмарка, описанная, кстати, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». А еще Вятское всегда было, как теперь сказали бы, образцом толерантности. В нем мирно сосуществовали православная и старообрядческие церкви.

Двадцатый век стал для Вятского веком потрясений. После революции многие местные жители примкнули к так называемому бело-зеленому движению (оно состояло, главным образом, из крестьян и казаков и выступало в равной степени против иностранных интервентов, большевиков и белогвардейцев).

В 1930-е годы в селе образовался колхоз «Красный луч», обанкротившийся к 2009-м. Зато примерно тогда же один из местных благотворителей взялся за возрождение села. И теперь оно входит в число самых красивых в России. Здесь создан замечательный историко-туристический комплекс.

В Вятском было два храма. На высоком берегу Ухтомки стояла большая Успенская церковь, возведенная в 1780-х годах на средства купца Григория Кубанина. Воскресенская же церковь на противоположном берегу была построена на 30 лет раньше на средства прихожан. Кстати, в будущем, именно это ее и спасло. В советское время она уцелела в отличие от Успенского храма. Более того, его вообще было решено не закрывать!

Село Вятское по своей планировочной композиции довольно далеко ушло от традиционного русского села в сторону традиционного русского маленького городка. Неслучайно главный здешний музей - Музей русской предприимчивости - имеет второе название «История одного села, которое хотело стать городом».

Помимо четко выраженного центра, в Вятском есть и нехарактерные для типовой сельской планировки «субдоминанты» - посады. Богатство жителей, их жизненный уклад накладывали отпечаток и на облик населенного пункта: устраивались прямые улицы, по красным линиям строились каменные дома «единою фасадою» с типичными для городской планировки арками.

Имелись в Вятском и такие градостроительно-планировочные узлы, как управа, суд, гостиницы, рестораны. А учитывая характерное для зажиточных людей стремление к соревнованию, желание «сделать лучше, чем у соседа» - получаем уникальный архитектурный облик то ли эталонного села, то ли задушевного безуездного городка.


Саша Митрахович 12.04.2019 07:03
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча